Результативность и эффективность СМК: пути совершенствования

Опубликовано 29.03.2019

В стандартах ISО серии 9000 одним из основных инструментов совершенствования деятельности компании и бизнеса в области качества является измерение результативности и эффективности действующей системы менеджмента качества (СМK). Согласно ГОСТ Р ИСО 9000-2015 проведение регулярной оценки результативности и эффективности СМК является одной из задач высшего руководства компании. Данная оценка, проводится на систематической основе, через запланированные интервалы времени, с целью обеспечения ее постоянной пригодности, достаточности и результативности, посредством которого осуществляется реализация одного из принципов менеджмента качества – принятие решений, основанных на фактах. 

Оставьте заявку на бесплатную консультацию
Оставить заявку

По словарю стандарта ИСО 9000 результативность – это уровень достижения результатов, ранее запланированных. Эффективность по тому же словарю является соотношением между достигнутыми результатами и затраченными ресурсами. По сути, результативность – это один из обязательных пунктов для достижения цели, поставленной предприятием, и показывает она уровень реализации выбранной стратегии. Эффективность может быть отнесена к мере использования возможностей и ресурсов фирмы во время исполнения стратегических шагов.

Результативность и эффективность СМК: пути совершенствования
Результативность и эффективность СМК: пути совершенствования

Подробнее о системах менеджмента качества
Заказать систему менеджмента качества

При оценке результативности системы менеджмента качества следует установить:

  • степень реализации запланированной деятельности;
  • степень достижения запланированных результатов в области качества.

Среди наших клиентов

Как проходит внедрение?

Первая оценка дает представление об общей степени выполнения положений СМК организации и степени реализации требований документов и процессов жизненного цикла продукции. Анализ этой оценки производится на основе определения степени достижения установленных выходов процессов, а также степени выполнения требований стандарта ISO 9001 и характеристик процессов.

Вторая оценка характеризует степень достижения поставленных целей в области качества на различных уровнях организации, в том числе и в подразделениях.

В результате определения результативности и эффективности системы должны быть оценены все стороны деятельности организации и по каждому аспекту деятельности выделены показатели результативности и эффективности СМК. А в целом оценкой результативности и эффективности СМК является среднее значение по всем показателям аспектов деятельности организации.

Оценка результативности СМК осуществляется на основании выходного анализа следующих аспектов деятельности организации:

  • результаты внутренних аудитов СМК;
  • данные, полученные в результате мониторинга и измерений характеристик продукции с целью проверки достижения требований, предъявляемых к ней;
  • данные, полученные в результате мониторинга и измерений процессов с целью проверки, и подтверждения способности процессов достигать запланированные результаты;
  • достижение результатов, установленных целями в области качества в соответствующих подразделениях и на соответствующих уровнях;
  • данные, полученные от обратной связи от потребителей;
  • данные о выполнении мероприятий, разработанных по результатам предыдущей оценки результативности СМК (впервые оценку результативности СМК необходимо проводить только по истечении определенного периода ( не менее полугода с момента начала функционирования СМК). В дальнейшем оценку необходимо проводить через установленный руководством организации период, но не реже 1 раза в год);
  • принятые и реализованные в течении анализируемого периода предупреждающие и корректирующие действия.

В организации должны быть разработана и задокументирована процедура, регламентирующая саму методику проведения работ по оценке результативности и эффективности СМК, а также организацию и порядок ее проведения.

К сожалению, методы определения результативности и эффективности СМК в стандартах не регламентируются, поэтому каждая организация сталкивается с проблемой выбора своего механизма (методики) оценки результативности СМК.

Все же наиболее распространенным методом является экспертная оценка результативности СМК по выбранным предприятию показателям. Но стоит понимать, что при разработке оценки результативности и эффективности СМК предприятия сталкиваются со следующими проблемами:

  • существенная часть представленных методик разрабатывается для конкретного предприятия (сферы деятельности);
  • при разработке методик, включающих в оценку СМК наряду с процессами и другие объекты, не проводится обоснование их выбора;
  • разработанные методики не рассматривают вариант развития СМК, например, в сторону создания интегрированной системы менеджмента, и соответствующей адаптации уже существующей методики с учетом расширения спектра предъявляемых требований.

Таким образом, на данный момент существует широкий спектр подходов к оценке результативности и эффективности СМК, который свидетельствует о понимании важности данной оценки для успешного функционирования предприятия и определения перспектив дальнейшего развития.

Смотрите также:

Оставьте заявку на бесплатную консультацию
Оставить заявку
Заполните эту простую форму и наши менеджеры свяжутся с Вами в ближайшее время
Не обязательно для заполнения
Отправить