Документы, необходимые при создании и внедрении СМК

Опубликовано 08.02.2019

Грамотно составленный комплект документов, описывающих правильное построение системы обеспечения качества, является базовым инструментом и основой успешного функционирования процессов на предприятии.

Оставьте заявку на бесплатную консультацию
Оставить заявку

Стандарты Международной организации по стандартизации серии 9000, помимо всего прочего, призваны систематизировать документооборот, при этом, не ограничивая количество внутренних инструкций. Организация вправе самостоятельно определять объем нужной документации, необходимой для демонстрации положительных сторон и единства целей, действующих на предприятии. Однако в этом и кроется смысл разработки полноценной СМК — определить оптимальное количество документированных процедур, необходимых для поддержания ее в функциональном состоянии и прохождения процедуры сертификации.

Пакет докyмeнтов, которые определяют политику в сфере качества, правила и нормы работы, организационная деятельность, обязанности менеджеров – вот основные составляющие системы качества. Однако система менеджмента качества (СМК) является не обычным набором документов. Ее важной чертой является воплощение описанных правил в документах. Создание и внедрение СМК – это кропотливый процесс, стоящий таких затрат.

Документы, необходимые при создании и внедрении СМК
Документы, необходимые при создании и внедрении СМК

Подробнее о системах менеджмента качества
Заказать систему менеджмента качества

СМК представляет собой сложную структуру, ключевой целью функционирования которой становится идентификация и систематизация внутренней деятельности, а также контроль качества на каждом этапе осуществления технологического процесса. Систему разрабатывают и внедряют, основываясь на принципах международных нормативов ISO 9000.

Среди наших клиентов

Как проходит внедрение?

СМК представляет собой одну из составных частей, образующих общую систему управления на предприятии, и призвана поддерживать стабильность и высокий уровень качества предоставляемых услуг и производимых товаров.

Далее руководители организации должны детально рассмотреть и универсально разработать все малые механизмы подсистем, таких как производственные, управленческие и другие. Это связано с тем, что доминирование лишь в качестве не несет успехов в деятельности, так как отставание в других направлениях приводит к общей ниспадающей тенденции экономики организации.

Минимальный объем необходимых документов определяется количеством основных видов деятельности. В ходе разработки системы менеджмента качества предусмотрены составление следующих категорий документов:

  • содержащие общие сведения о стратегии предприятия в направлении управления качеством;
  • описывающие применение СМК к конкретному внутреннему административному и технологическому процессу;
  • определяющие технические и иные требования;
  • охватывающие сведения об алгоритме выполнения действий при производстве работ;
  • содержащие объективные данные о выполненных действиях.

В связи с вышеизложенным, слепое стремление к получению сертификата соответствия на СМК ни к чему не приводит. В таком случае следует проверить, принесла ли система качества снижение затрат, рост культуры производства, или же производство продукции несет те же затраты. Если результат отрицательный, то введение системы менеджмента качества, внедрение СМК приведет только к бюрократии и, как результат, снижению уровня производства и лишней волокиты с документами.

В рамках СМК документы имеют иерархическую структуру и представлены в нескольких уровнях:

  • I – политика и цели в области качества, руководство по качеству;
  • II – документированные процедуры системы менеджмента качества;
  • III – включает документы, необходимые для эффективного функционирования процессов, управление ими (положения о подразделениях, должностные инструкции);
  • IV – документы, свидетельствующие о степени выполнения требований – записи о качестве;
  • V (базовый) – правовые и нормативные документы, регламентирующие сферу менеджмента качества.

В начале предварительного этапа создания и внедрения СМК руководители компании должны издать приказ, в котором указывается, какие работы должны быть проведены в ближайшее будущее (в данном случае разработка системы менеджмента качества). Притом еще необходимо создать службу управления качеством. Затем вводятся новые должности для специалистов по управлению качеством.

Далее необходимо ознакомить всех сотрудников организации с вышедшим приказом. Благодаря этому они будут планировать свое рабочее время продуктивно. Таким образом у рабочих будет время для советов и обменов предложениями со специалистами службы управления качеством.

После этого должны быть разработаны должностные инструкции для работников отдела управления качеством. Здесь нужно еще раз рассмотреть положения о подразделениях и учесть новые обязанности, возложенные на рабочих. Также нужно рассмотреть права и ответственность лиц, получивших данные обязанности.

Следующий этап создания и внедрения СМК – это формирование политики в области качества, который в свою очередь состоит из нескольких подэтапов. Данный этап является первой ступенью в разработке документов СМК компании. В ходе разработки политики в сфере качества учитывается необходимость ее соответствия общему плану действий по созданию весомого преимущества фирмы и стать одной из важных частей системы менеджмента качества.

Первый подэтап - это анализ спроса на продукцию фирмы: собирается и информация о разнообразии и видах продукции, информация об изменении спроса.

На втором - оцениваются возможности компании: может ли компания удовлетворить потребности рынка и, если да, то в какой степени. 

Третий подэтап – выбор цели фирмы: выделяются главные направления занятий компании, определяются с миссией.

На четвертом происходит анализ конкуренции фирмы: рассматриваются варианты возникновения новых конкурентов фирмы и в каком состоянии находится конкуренция в данный момент.

Пятый подэтап – анализ уязвимостей организации и выявление преимуществ: рассматриваются сильные стороны предприятия, например, наличие производственных и финансовых ресурсов, хорошей репутации и др.; а также слабые стороны, например, отсутствие ясной стратегии.

Шестым подэтапом является определение решающего (конкурентного) преимущества. И на последнем, седьмом, подэтапе разрабатывается политика в сфере качества, притом используя полученную ранее информацию.

Теперь определимся со структурой по мере создания и внедрения СМК. Структура системы менеджмента качества представляется в виде иерархии, в верху которой находится Руководство по качеству. Здесь содержится политика в сфере качества, которая сформулирована руководством предприятия. Здесь же находится утвержденная организационная структура, описание всех элементов системы и распределение ответственности и полномочий. В середине иерархии находятся методические документы общего характера и необходимая схема операций для обеспечения качества.

На каждом конкретном предприятии степень документирования, состав, объем и тип хранения могут быть разными. Это прямопропорционально зависит от следующих влияющих факторов: тип предприятия, его размер, сложность производственного процесса, требования законодательных и других нормативно-правовых актов в сфере деятельности предприятия. Поэтому важен индивидуальный подход, в каждом конкретном случае методика описания процессов может отличаться.

Для маленькой организации начальным этапом разработки могут стать документы верхнего уровня, однако для предприятия со сложной структурой резоннее будет сначала прописать документированные процедуры. При составлении важно руководствоваться следующими принципами: информационная полнота, простота трактовки, адекватность, системность, актуальность требований. Главным критерием правильности готовых документов является то, что с их помощью каждый сотрудник может вникнуть в суть любого процесса и проследить взаимосвязь между ними.

Смотрите также:

Оставьте заявку на бесплатную консультацию
Оставить заявку
Заполните эту простую форму и наши менеджеры свяжутся с Вами в ближайшее время
Не обязательно для заполнения
Отправить