Когда развилась рыночная экономика, в том числе, и в нашей стране, слова «менеджмент» и «менеджер» довольно быстро и крепко прижились в нашей жизни и в словарном запасе. Стали открываться «школы менеджеров», создаваться «службы менеджеров», но не часто люди отдают себе полный отчет о том, что именно прячется за этим прекрасным словом.
Подробнее о системах менеджмента качества
Заказать систему менеджмента качества
Названия «менеджер» и «менеджмент» использовались в английском языке в прошлом веке. Но только ко второй половине ХХ века они постепенно приобретают новое значение: теперь менеджером становится человек, который организовывает конкретную работу, пользуясь конкретными способами.
В литературе «менеджмент» переводится как «управление производством, системой способов, принципов средств и видов руководства, разработанных и применяемых в различных развитых странах для увеличения эффективности производства». Поэтому появляется вопрос: существует ли для людей необходимость познавать и употреблять понятия "менеджмент", "разработка системы менеджмента качества","разработка системы менеджмента в организации", если в нашем русском языке существуют понятия «управление», а задачи производства гораздо полнее рассказаны в отечественной литературе. Конечно, эти понятия кажутся одинаковыми, но в силу старинных, политических и множества других причин их содержание имеет далеко не одинаковый смысл.
«Менеджмент», «менеджер» подменили такие названия, как «управление», «управленческая деятельность», «руководитель», «директор». Несмотря на то, что эти слова – синонимы по отношению друг к другу, слово «управление» имеет более углубленный смысл, а именно «давление управляющей системы (субъекта) на управляемую систему (предмет) с целью перевода этой управляемой системы в состояние, которое требуют». Слово «менеджмент» возникло от американского слова «management» - «управление». Менеджмент – это самопроизвольный вид профессиональной деятельности, который направлен на достижения в ходе различной хозяйственной деятельности фирмы, она действует в условия рынка путем рационального использования денежных и трудовых доходов, применяя функции и способы экономического механизма менеджмента.
Разработка системы менеджмента в организации или просто системы менеджмента включает:
Главная функция менеджмента - это уметь достигать заданных целей. В небольших компаниях сам директор выполняет эту роль, а в крупной компании – организатор, управляющий или руководитель. Директор, с одной стороны, не в силах довести свои решения до ума сам, безупречно следить за их выполнением на низких ступенях из-за многоуровневой системы управления, тем более у него множество других дел, больших заданий и проблем. С другой стороны, опытный профессиональный менеджер решает многие очень важные проблемы нередко лучше директора. Так что иногда он даже является важнейшим человеком в фирме.
Можно привести один пример разработки системы менеджмента в организации или СМК:
Как-то в 1981 году торговая компания «Крайслер» на место высшего управляющего позвала известного всему миру профессионала – менеджера Ли Яккоку. Сущность сделки заключалась в том, что в 1980 году компания «Крайслер» понесла потери в размере 1.1 миллиардов долларов, очутившись на грани банкротства. Тогда Ли Яккока был лидером в списке наиболее преуспевающих бизнесменов. Переговоры никак не ладились, так как Ли Яккока не хотел соглашаться на переход в торговую компанию «Крайслер», несмотря на то, что ему предлагали немаленькую зарплату. В конце концов «Крайслеры» согласились с тем, что неограниченные права лучше дать человеку, знающему, как можно быстро вывести большую компанию из тяжелого кризиса, чем растерять большой престиж хорошей компании, а затем и саму компанию. Что же случилось? После упадка за три года «Крайслер» достиг своего самого высокого уровня производства за всю историю долгого существования, а с 1895 года стал отбивать дополнительную долю всего мирового рынка.
Этот сложный пример разработки системы менеджмента в организации показывает, насколько важна работа менеджера и что сделает опытный профессионал в этом нелегком деле. Для достижения большого уровня в руководстве нужно очень хорошо знать собственные функции и что подразумевается под ними.
Смотрите также: