Система менеджмента качества и процессный подход к ней

Опубликовано 16.10.2015

Говоря о такой проблеме, как система менеджмента качества и процессный подход, необходимо сказать следующее. В первую очередь, то, что появление систем менеджмента качества серии 9000 в 2000 году способствовало существенному повышению интереса к данному процессному подходу. При этом внедрение этого подхода при формировании СМК, то есть системы менеджмента качества, представляет весьма значительную проблему. Здесь можно выделить три основных аспекта этой проблемы. Первый аспект – это адекватность схемы процессной модели системы менеджмента в ИСО/ОПМС 9001:2000. Второй - использование цикла PDCA вместе с инструментами качества для необходимого описания процессов. Третий вопрос - описание взаимодействия процессов в СМК. Некоторые специалисты критикуют с позитивной точки зрения имеющуюся схему процессной модели СМК, которая помещена в ИСО/ОПМС 9001:2000. Непосредственно перевод данной ИСО в новую стадию был полностью одобрен в рамках восемнадцатого ежегодного совещания в японском городе Киото в июле 2000 года.

Оставьте заявку на бесплатную консультацию
Оставить заявку

Подробнее о системах менеджмента качества
Заказать систему менеджмента качества

Если искать различия между двумя системами, такими как система менеджмента качества, процессный подход которых различается, то в первой из них модель СМК вполне корректно согласовывалась с существующим содержанием так называемого пятого раздела, и всевозможные требования к процессам "Управление записями о качестве" и "Управление документацией" присутствовали среди основных элементов модели "Ответственность руководства". Однако, к примеру, в ОПМС эта корректность, по мнению некоторых исследователей данного вопроса, не соблюдается. В рассматриваемом документе различные требования, предъявляемые к управлению документацией и всякого рода записям по качеству, переведены из пятого прямо в четвертый раздел, и подобная перестановка делает всю схему имеющейся процессной моделисистемы менеджмента качества абсолютно неадекватной рубрикации разделов существующего стандарта. Отдельные исследователи предлагают включить непосредственно в центр модели специальный элемент, который содержит разнообразные требования упомянутого выше четвертого раздела, среди которых мы встречаем и требования к процессам "Управление записями о качестве" и "Управление документацией". Все эти процедуры позволят наиболее адекватно представить схему всей работающей процессной модели системы управления качеством, в том числе, и в отношении специальной рубрикации разделов.

Кроме того, для удобства рассмотрения такой проблемы, как система менеджмента качества и процессный подход, в данном случае можно указывать, например, номера пунктов основных требований согласно ИСО/ОПМС 9001:2000, соответственно, в скобках - по ИСО 9001:94. Так можно увидеть, что существует особая взаимосвязь между четвертым, пятым, шестым, седьмым и восьмым разделами. Помимо этого, при описании процессов и их разного рода взаимодействия в рамках СМК довольно результативно применяется так называемый цикл Деминга - Шухарта в сочетании со специальными инструментами качества. В системе ИСО 9004-4:1993, материалы которой, безусловно, могут быть чрезвычайно полезны в целях реализации принципа управления качества, нацеленного на непрерывное улучшение, описано всего шесть главных методов из числа "Семи простых инструментов качества", а также три метода из числа "Семи новых инструментов качества". В данном стандарте приводятся и различные методики «мозгового штурма», бенчмаркинга и другие, включающие контрольный листок, древовидную диаграмму и диаграммы сродства, Исикавы, Парето, гистограммы, графики разброса, блок-схемы алгоритма, контрольные карты Шухарта и т.п.

Смотрите также:

Среди наших клиентов

Как проходит внедрение?

Оставьте заявку на бесплатную консультацию
Оставить заявку
Заполните эту простую форму и наши менеджеры свяжутся с Вами в ближайшее время
Не обязательно для заполнения
Отправить