Внедрение Системы менеджмента качества (СМК) позволяет организации стать более устойчивой и конкурентоспособной, постоянно улучшать свою деятельность, привлекать новых клиентов и удерживать существующих. Разработка и внедрение СМК обеспечивается квалифицированными специалистами, прошедшими соответствующую подготовку, но система менеджмента качества в образовании имеет свои особенности.
Образование - это процесс обучения, приобретения знаний, просвещения.
Обучение персонала - это ключевой процесс в системе менеджмента качества каждого учебного заведения.
Качество образования –это комплексное понятие, которое характеризует эффективность данного вида деятельности с разных сторон – разработка стратегии, организация учебного процесса, маркетинг и других.
Качество образования базируется на трех ключевых составляющих:
Повышение квалификации персонала учебного заведения системам менеджмента качества возможно в трех направлениях: краткосрочное образование, долгосрочное образование, дистанционное образование.
Все же, под эффективным менеджментом качества в образовании понимается планомерное воздействие, то есть долгосрочное обучение, на всех этапах на факторы и условия, которые обеспечат формирование будущих качественных специалистов, полноценно использующих свои знания, навыки и умения.
В условиях рыночной экономики организация, оказывающая образовательные услуги вообще, и вуз, в частности, сталкивается в своей деятельности со следующими проблемами:
Образовательные учреждения, которые стремятся усовершенствовать свою систему, разрабатывают и внедряют у себя в организации систему менеджмента качества, то есть обеспечивают создание системы менеджмента качества на международном стандарте ISO 9001.
Стандарт ISO 9001 разработан Международной Организацией по стандартизации. Он обеспечивает системный подход к обеспечению качества. Этот стандарт помогает решить многие проблемы, связанные с управлением, позволяет улучшить качество услуги/продукта, способствует повышению уровня удовлетворенности потребителя. Внедрение системы менеджмента качества по стандарту ISO 9001 происходит поэтапно. Разработанный на основе многолетнего опыта и огромного количества организаций самых разных профилей, он четко регламентирует все мероприятия, которые проводятся в ходе разработки и внедрения системы менеджмента качества.
Внедрение системы менеджмента качества в области образования преследует следующие цели:
Внутри учебного заведения:
Внешние цели:
Система менеджмента качества в образовании, будучи внедренной и действующей, позволит:
Это, безусловно, повысит степень доверия заказчиков, заинтересованных в молодых специалистах. Качественное образование, престиж среди абитуриентов и хорошая репутация в обществе – все это даст система менеджмента качества, действующая в вузе. В итоге, вуз будет выпускать качественных специалистов и улучшит свое экономическое положение.
Смотрите также: