Разработка и внедрение СМК обеспечивается квалифицированными специалистами, прошедшими соответствующую подготовку, но система менеджмента качества в образовании имеет свои особенности.
Образование - это процесс обучения, приобретения знаний, просвещения.
Обучение персонала - это ключевой процесс в системе менеджмента качества каждого учебного заведения.
Качество образования – это комплексное понятие, которое характеризует эффективность данного вида деятельности с разных сторон – разработка стратегии, организация учебного процесса, маркетинг и других.
Качество образования базируется на трех ключевых составляющих:
- цели и содержание образовательного процесса;
- уровень профессионализма преподавателей и организации преподавательской деятельности;
- состояние материально-технической базы и уровень научно-информационной базы учебного процесса.
Повышение квалификации персонала учебного заведения по системам менеджмента качества возможно в трех направлениях: краткосрочное образование, долгосрочное образование, дистанционное образование.
Все же, под эффективным менеджментом качества в образовании понимается планомерное воздействие, то есть долгосрочное обучение, на всех этапах на факторы и условия, которые обеспечат формирование будущих специалистов, полноценно использующих свои знания, навыки и умения.
В условиях рыночной экономики организация, оказывающая образовательные услуги вообще, и вуз, в частности, сталкивается в своей деятельности со следующими проблемами:
- конъюнктура рынка меняется быстро;
- рынок неравномерно насыщается специалистами разных профилей;
- спрос на специалистов носит непостоянный характер;
- государство не может регулировать рынок труда и распределение выпускников;
- большая конкуренция на рынке образовательных услуг за счет роста числа негосударственных организаций (вузов, колледжей);
- использование устаревших методик обучения снижает эффективность образовательных процессов;
- система менеджмента качества в образовании призвана решать эти и многие другие проблемы.
Образовательные учреждения, которые стремятся усовершенствовать свою систему, разрабатывают и внедряют у себя в организации систему менеджмента качества, то есть обеспечивают создание системы менеджмента качества на основе международного стандарта ISO 9001.
Стандарт ISO 9001 разработан Международной Организацией по стандартизации. Он обеспечивает системный подход к обеспечению качества. Этот стандарт помогает решить многие проблемы, связанные с управлением, позволяет улучшить качество услуги/продукта, способствует повышению уровня удовлетворенности потребителя. Внедрение системы менеджмента качества по стандарту ISO 9001 происходит поэтапно. Разработанный на основе многолетнего опыта и огромного количества организаций самых разных профилей, он четко регламентирует все мероприятия, которые проводятся в ходе разработки и внедрения системы менеджмента качества.
Внедрение системы менеджмента качества в области образования преследует следующие цели:
Внутри учебного заведения:
- в образовательном процессе – повышение успеваемости студентов;
- реорганизация системы управления учебным заведением;
- эффективное введение в учебную программу новых специальностей и специализаций;
- развитие инфраструктуры учебного заведения для создания благоприятных условий обучения;
- введение новых образовательных технологий;
- повышение уровня профессионализма преподавательского персонала;
- оптимизация образовательного процесса – рациональное использование ресурсов с максимальной эффективностью.
Внешние цели:
- повышение конкурентоспособности среди учебных заведений своего профиля;
- расширение рынка потребителей – абитуриентов, с одной стороны, и организаций - работодателей, нуждающихся в молодых специалистах, с другой стороны;
- повышение престижа вуза;
- постоянная ориентация на конъюнктуру рынка специалистов, информированность.
Система менеджмента качества в образовании, будучи внедренной и действующей, позволит:
- выйти учебному заведению на новый уровень;
- четко распределить обязанности и ответственности за выполнение работы на своем участке;
- унифицировать процессы обучения, их согласованное действие, своевременное выявление и устранение недостатков, что будет способствовать улучшению подготовки специалистов.
Это, безусловно, повысит степень доверия заказчиков, заинтересованных в молодых специалистах. Качественное образование, престиж среди абитуриентов и хорошая репутация в обществе – все это даст система менеджмента качества, действующая в вузе.