На рисунке показана общая схема системы менеджмента компании.
Разработка и внедрение грамотной системы менеджмента, как правило, состоит из следующих шагов:
0. Оценка устойчивости развития бизнеса – выявляем системные проблемы управления. Цель шага – провести анализ текущей устойчивости системы менеджмента в компании и получить представление о соответствии системы лучшим практикам и современным требованиям в управлении.
1. Анализ потребностей и ожиданий потребителей и других заинтересованных сторон – влияем на удовлетворённость Клиентов. Цель шага – измерить уровень удовлетворенности потребителей и заинтересованных сторон, определить реальное положение фирмы на рынке относительно их ожиданий.
2. Конкретизация рыночной стратегии, контекста и стратегических целей – определяем инновационную ценность предложения. Цель шага – скорректировать бизнес-модель так, чтобы обеспечить рост на рынке и оторваться от конкурентов.
3. Идентификация и описание требуемых бизнес-процессов – выстраиваем цепочку передачи ценности Клиентам. Цель шага – выстроить цепочку процессов для передачи ценности потребителям с учетом требований других заинтересованных сторон.
4. Алгоритмизация ключевых инструментов управления системой – стандартизируем управленческую инфраструктуру бизнеса. Цель шага – обеспечить непрерывное развитие, гибкость и самонастраиваемость системы управления.
5. Анализ рисков, влияющих на целевые показатели деятельности – выстраиваем защиту от ключевых угроз и используем возможности. Цель шага – обеспечить защиту от действительно существенных внешних и внутренних угроз.
6. Разработка ключевых показателей деятельности KPI – управляем, основываясь на измерениях. Цель шага – сформировать систему показателей, позволяющую на всех уровнях отслеживать реализацию стратегии и предупреждать неэффективность.
7. Определение направлений дальнейшего улучшения – выявляем дополнительные возможности улучшения бизнеса с применением инструментов стратегического менеджмента и маркетинга. Цель шага – определить направления дальнейшего улучшения системы менеджмента.
В условиях современной рыночной экономики предприятию необходимо, чтобы задачи управления решались на абсолютно новом качественном уровне. Экономическая ситуация, да и конъюнктура рынка имеют свойство очень быстро меняться, вот тогда и возникает острая необходимость в достаточно быстром реагировании в зависимости от ситуации. Для этого следует обеспечить постановку управленческого учёта, перестройку внутренней микроэкономики предприятия и оптимизацию процессов управления.
Каковы же методы решения данной проблемы?
Начнём с того, что процесс управления является иерархической структурой и состоит из нескольких подуровней по направлениям деятельности (производство, снабжение, сбыт, финансы и др.). Данные подуровни включают в себя соответствующие подпроцессы.
Построение системы управления предприятием обязательно должно быть направлено на некоторую цель. Иначе данный процесс получается абсолютно бессмысленным. Целями создания системы менеджмента можно считать повышение прибыли, снижение издержек производства и многое другое. Цель процесса управления должна быть чётко сформулированной и иметь количественную оценку.
Весь процесс управления организацией реализует себя в рамках построения системы управления предприятием. Это понятие совсем не одно и то же с понятием автоматизированной системы управления. На любом предприятии, в обязательном порядке существует система управления, не зависимо от её задач и структуры. В границах данной системы можно выделить управляющую часть и объект управления. Управляющая часть представлена управленческими службами предприятия, а объектом управления является сам производственный процесс. На каждом предприятии система управления базируется на основе сложившихся практически либо установленных документально правил. Каждый уровень иерархической схемы в системе управления реализует собой целый набор функций управления.
Сегодня достаточно ясно обозначились факторы, определяющие необходимость постоянных внутренних изменений для адаптации организации к внешней среде. Такими факторами являются следующие:
- рынок сбыта производимой продукции и вида услуг;
- рынок поставщика или потребителя исходных материалов, энергии, товаров и услуг;
- финансовый рынок;
- рынок труда;
- окружающая природная среда.
Без учета этих факторов невозможно планировать стратегию развития. Поэтому успех любого предприятия или организации и возможность их выживания зависят от способности быстро адаптироваться к внешним изменениям.
Далеко не на каждом предприятии смогут правильно сформулировать количественно цель процесса управления организацией за прошлый либо нынешний год и, тем более, оценить её выполнение. Также наверняка возникнут трудности и с чётким определением структуры системы менеджмента на предприятии и определением действующих правил её работы. Всё это свидетельствует лишь о том, что на данном предприятии недостаточно эффективно построена система управления предприятием. А также о том, что внутренние потенциальные резервы при правильной организации работы могут быть прогрессивно использованы в целях достижения успеха в конкурентной борьбе.
Когда речь идёт о предприятии, которое развивается с нуля, то можно проследить все стадии такого развития, начальной из которых считается следующая. Работают вместе на достижение результата всего несколько человек. Обычно это либо родственники, либо хорошие знакомые. Процесс управления замыкается обычно на руководстве, которое управляет одновременно всеми процессами сразу, хотя механизмы управления являются кустарными и вся система сведена к выдаче письменных либо устных распоряжений. В случае удачного стечения обстоятельств, компания начнёт увеличиваться и разрастаться. Появятся структурные подразделения, и, конечно же, их руководители. Но ведь стиль управления зачастую остаётся прежним. Когда отсутствует чёткая система управления предприятием, то руководство зачастую страдает синдромом недоверия к людям. Появляется стремление всё сделать самому и ни в коем случае не передавать никому никаких полномочий. И в результате получается, что руководители структурных подразделений владеют какой-то разрозненной и зачастую недостоверной информацией. О какой информации о реальном состоянии дел тогда можно говорить.
Cистема управления должна отвечать современным рыночным условиям:
- обладать высокой гибкостью производства, позволяющей быстро изменять ассортимент продукции;
- быть адекватной сложной технологии производства, требующей совершенно новых видов контроля, организации и разделения труда;
- учитывать серьёзную конкуренцию на рынке товаров и услуг, в корне изменившую требования к качеству продукции, потребовавшую организовать послепродажное обслуживание и дополнительные фирменные услуги;
- учитывать требования к уровню качества обслуживания потребителей и времени выполнения договоров, которые стали слишком высокими для традиционных производственных систем и механизмов принятия решений;
- учитывать изменение структуры издержек производства;
- принимать во внимание необходимость учёта неопределённости внешней среды.
Процесс управления предусматривает согласованные действия, которые обеспечивают осуществление общей цели или набора целей, стоящих перед организацией. Для координации действий должен существовать специальный орган, реализующий функцию управления. Поэтому в любой организации выделяется управляемая и управляемые части.