Система менеджмента качества на предприятии: зачем она нужна?

Опубликовано 18.06.2021

Система менеджмента качества (СМК) – это составная часть общей системы управления предприятием, которая должна обеспечить стабильность качества продукции или услуг, а также способствовать повышению удовлетворенности потребителя. Согласно методике СМК – это система бизнес-процессов, построенных на основе процессной модели менеджмента, направленной на управление качеством продукта или услугами организации. 

Оставьте заявку на бесплатную консультацию
Оставить заявку

Что такое качество?

Современные специалисты по менеджменту рассматривают понятие качества в четырех аспектах, которые отражают эволюцию определения понятия качества с развитием не только технологий производства, но и науки по управлению. 

Изначально общество считало продукт качественным, если он соответствует стандартам. С течением времени выяснилось, что этого недостаточно. Тогда к определению качества добавили, что продукт должен соответствовать потреблению, т.е. если продукт соответствует стандартам, но не нужен потребителю, то он не является качественным. И, наконец, в наши дни качественным называют продукт, если он, ко всему перечисленному, соответствует ожидаемым потребностям потребителя. Товары и услуги производятся предприятиями для удовлетворения нужд потребителей. Эти нужды и ожидания должны быть сформулированы производителем в четко определенных требованиях – спецификациях. Спецификации – составная часть технических условий.

Основные этапы внедрения СМК:

  1. Анализ существующей ситуации в организации и обучение персонала.
  2. Разработка документации и изменение работы сотрудников.
  3. Проведение внутреннего аудита системы качества.

Среди наших клиентов

Как проходит внедрение?

СМК для различных организаций разделяют на две категории:

  • Универсальная. Ее особенность заключается в том, что любое предприятие получает возможность использовать ее принципы на практике, вне зависимости от того, насколько большая компания, чем конкретно она занимается, где именно она это выполняет и т.п.;
  • Отраслевая. Суть сводится к тому, что СМК разрабатывается под конкретный тип организации. Например, есть отраслевые стандарты для сельскохозяйственных предприятий, предприятий вырабатывающих упаковочную продукцию и т.п.

Что СМК дает потребителю?

Прежде всего, уверенность, что производитель нацелен на постоянное улучшение качества и удовлетворение его потребностей и ожиданий. Формальным подтверждением того, что на предприятии действительно внедрена система менеджмента качества и она соответствует международным стандартам является сертификат на систему менеджмента, выданный независимым органом по сертификации.

Как работает система менеджмента качества на предприятии?

  1. Описываются и постоянно корректируются процессы, их входы и выходы, риски, которые могут привести к сбоям в процессах, и другие элементы системы. При этом фокус при описании делается на функции, влияющие на желательные выходы процессов и, как следствие, удовлетворенность потребителя. Безусловно, необходимо анализировать и возможные нежелательные выходы процессов и их влияние на конечный результат в системе. 
  2. В работу по улучшению системы менеджмента качества вовлекается весь персонал предприятия.
  3. Разрабатывается понятная и прозрачная система управления, которая в свою очередь связана со стратегией развития компании. 
  4. За счет улучшения качества менеджмента и продукции происходит постоянное совершенствование системы и процессов. 
  5. Для решения задач по корректной установке корректирующих действий и их внедрению принимают подход, основанный на практике и опыте. 
  6. Согласно правилам внедрения СМК происходит регулярная самооценка предприятия, внутренний аудит и сторонний аудит.

Как внедряется система менеджмента качества на предприятии?

Внедрение СМК проходит поэтапно. Подробнее о внедрении СМК ISO 9001 рассказываем в другой статье.

Что дает внедрение системы менеджмента качества на предприятии?

  • Ресурсы предприятия будут более сконцентрированы на удовлетворении потребностей и ожиданий потребителей.
  • Происходит оптимизация процессов в системе управления.
  • Происходит разработка документации необходимой для выпуска безопасной, целостной и качественной продукции.
  • При правильном внедрении СМК уменьшается расход внутренних ресурсов за счет снижения доли брака.
  • Получение сертификата (например, ISO 9001) дает предприятию больше шансов стать поставщиком для крупных компаний международного уровня и транснациональных сетей.
  • Растет конкурентоспособность Вашего предприятия на рынке.

После того, как организация успешно пройдет сертификацию и получит сертификат соответствия, работы по системе качества на этом не заканчиваются, хотя их объем уже может быть меньше. Система качества должна поддерживаться в рабочем состоянии и должна непрерывно совершенствоваться. Это означает что любые изменения в продуктах (услугах) организации, процессах или в самой системе должны оперативно анализироваться и фиксироваться в документации системы качества. Кроме того, для подтверждения результативности и эффективности работы системы качества организация должна проводить периодические внутренние аудиты. Такие аудиты должны проводиться в организации не реже чем будут проходить наблюдательные аудиты со стороны органа по сертификации. Как правило, наблюдательные аудиты со стороны органа по сертификации проводятся один раз в год.

Смотрите также:

Оставьте заявку на бесплатную консультацию
Оставить заявку
Заполните эту простую форму и наши менеджеры свяжутся с Вами в ближайшее время
Не обязательно для заполнения
Отправить