Почему предприятию необходима система менеджмента качества?
Что понимается под качеством?
Качество – это соответствие присущих продукту характеристик существующим стандартам и требованиям.
Качество продукции выражается в соответствии произведенной продукции стандартам и требованиям покупателей и потребителей. Что входит в понятие требований потребителя? Продукт должен быть нужен потребителю, соответствовать его потребностям и ожиданиям. Качественный продукт должен соответствовать предназначенному применению. При этом важно, чтобы у продукта была «подъемная» цена, соответствующая ожиданиям потребителя, имиджу продукта и компании и другим параметрам.
Таким образом, все, что производят предприятия и организации - товары и услуги - предназначается для удовлетворения потребностей заказчиков. Для производителя эти ожидания и нужды могут быть выражены, например, в спецификациях на товар или услугу. Спецификации могут входить в технические условия и другие нормативные документы.
Для того чтобы помочь производителю наладить систему управления организацией, которая нацелена на постоянное улучшение качества продукта и повышение удовлетворенности потребителя, разработаны стандарты в области систем менеджмента качества. Стандарты ISO серии 9000 приняты во всем мире. Они обеспечивают общее руководство качеством на любом предприятии, независимо от профиля. Наряду с сертификатом соответствия на продукцию, потребитель имеет возможность ознакомиться с сертификатом на систему менеджмента, который продемонстрирует заказчику, что производитель управляет качеством, снижает риски получения несоответствующей продукции и нацелен на постоянное улучшение.
Как работает СМК?
Основные принципы системы менеджмента качества:
- предупреждение дефектов;
- участие каждого сотрудника в деятельности по улучшению качества;
- четкая стратегия в области улучшения качества;
- непрерывное совершенствование процессов для улучшения качества и повышения удовлетворенности потребителя;
- научный подход к принятию решений;
- периодический контроль и аудит системы.
Внедрение СМК можно разбить на следующие этапы:
- Диагностический аудит.
- Разработка структуры системы менеджмента качества и методов внедрения.
- Обучение сотрудников – проведение тренингов, семинаров с последующей аттестацией.
- Разработка документации, соответствующей требованиям стандарта.
- Внедрение СМК.
- Внутренний системный аудит.
- Сертификация и получение сертификата.
Выгоды от внедрения стандарта ISO 9001:
- обеспечение декларируемого качества продукции;
- эффективное распределение своих ресурсов, обязанностей и полномочий персонала;
- повышение дисциплины и компетентности сотрудников;
- оптимизация системы управления;
- улучшение прозрачности процессов и возможное снижение затрат ресурсов;
- признание на мировом рынке, возможность равноправного сотрудничества с крупными производителями международного уровня;
- получение более выгодной позиции при участии в тендерах и получении госзаказов;
- повышение конкурентоспособности.
После того, как организация успешно пройдет сертификацию и получит сертификат соответствия требованиям ISO 9001 работы по системе качества на этом не заканчиваются, хотя их объем конечно уже может быть меньше. Система качества должна поддерживаться в рабочем состоянии и должна непрерывно совершенствоваться. Это означает что любые изменения в продуктах (услугах) организации, процессах или в самой системе должны оперативно анализироваться и фиксироваться в документации системы качества. Кроме того, для подтверждения результативности и эффективности работы системы качества организация должна проводить периодические внутренние аудиты. Такие аудиты должны проводиться в организации не реже чем будут проходить наблюдательные аудиты со стороны органа по сертификации. Как правило, наблюдательные аудиты со стороны органа по сертификации проводятся один раз в год.