В первую очередь, аудит является систематическим процессом, а значит, его проведение в организации постоянно проводится с определенной периодичностью, которая планируется заранее. Количество аудиторских проверок, а также их периодичность зависят от двух факторов: к какому виду следует отнести проводимый аудит – внешнему или же внутреннему. Если производится внутренняя аудиторская проверка (т.е. решили произвести проверку внутри самой организации), то в таком случае решение о периодичности аудита руководство организации принимает самостоятельно. Если же будет проводиться аудит внешний, то периодичность таких аудиторских проверок устанавливается заказчиком или органом по сертификации.
Еще следует сказать, что термин «независимый» значит то, что служащие организации, осуществляющей проверку, не могут отвечать за результаты той деятельности, которую они проверяют. Если проводится внутренний аудит, то для обеспечения его независимости выбираются аудиторы из нескольких различных отделов компании. Другими словами, работники одного отдела проверяют работу другого отдела. При проведении внешней аудиторской проверки, такую независимость можно обеспечить путем назначения для проведения аудита лиц, которые непричастны к разработке и внедрению системы менеджмента в проверяемой компании. Это значит, что, если в дальнейшем предполагается проведение аудиторской проверки определенными лицами, то они не должны привлекаться в качестве консультантов при решении вопросов внедрения и интеграции системы менеджмента качества данной организации или предприятия.
Выше уже было сказано, что аудит является документированным процессом. Это значит, что все стадии аудиторской проверки, непосредственный порядок проведения, все требования, предъявляемые к аудиту и все полученные результаты должны быть соответствующим образом оформлены и представлены документально. В качестве подтверждения проведения аудита возможно предоставление записей, документации или факты выполненной работы.
И еще одно важное требование к проведению аудиторской проверки. Такая проверка проводится по строго обозначенным и согласованным критериям проведения аудита. Под понятием согласованных критериев понимается неукоснительное соблюдение правил и требований нормативных документов (внешние или внутренние стандарты, например, ISO 9001:2015 или процедуры, регламенты, принятые в данной организации). Следовательно, в данном качестве согласованных критериев аудита будут выступать всевозможные нормативные документы, которые представляют требования, подвергающиеся проверке. Перед проведением аудиторской проверки, все заинтересованные стороны должны согласиться с принятием этих критериев. В качестве примера можно привести случай, когда некая компания обязуется соответствовать требованиям стандарта ISO 9001:2015, а проверяющая организация берется за проведение аудиторской проверки системы менеджмента качества этой компании на предмет соответствия этим стандартам.
Таким образом, отсюда следует вывод, что аудит систем менеджмента качества направлен, прежде всего, на определение причин появления несоответствий в системе менеджмента, производственных процессах, выпускаемой продукции или предоставляемых услугах компании. Следовательно, можно определить основную цель аудита – это сбор объективных данных, с помощью которых можно будет выявить погрешности в самих производственных процессах, причины выпуска некачественных продуктов (предоставляемых услуг) или в системе менеджмента качества.