Система управления рисками на предприятии

Опубликовано 27.02.2020

Под системой управлением рисками понимается комплекс мероприятий по оценке вероятности возникновения негативных факторов, оказывающих влияние на результаты деятельности, а также разработку мер по противодействию этим факторам.

Оставьте заявку на бесплатную консультацию
Оставить заявку

Что дает система управления рисками компании (предприятия):

  • достоверные прогнозы возникновения возможных рисков на любой стадии работы компании (предприятия);
  • анализ причин возникновения и комплексного влияния рисков;
  • разработка стратегии по предотвращению негативных последствий действия рисковых факторов;
  • благоприятные условия для осуществления подобных планов;
  • системный мониторинг;
  • анализ и контроль результатов, с целью повышения эффективности.

Различные предприятия работают в различных условиях, имеют непохожие структуры. То есть, каждая конкретная организация сталкивается со своими, специфическими рисками, зависящими от её коммерческой деятельности.

Крайне важно, вовремя выявить возможные риски, определить их вероятность и возможные последствия.

Различают следующие виды рисков:

Среди наших клиентов

Как проходит внедрение?

  • природные риски (связанные с возникновением стихийных бедствий: наводнения, ураганы, землетрясения и т.д.);
  • техногенные риски (связанные с деятельностью человека);
  • смешанные риски (связанные с воздействием природы в результате деятельности человека);
  • чистые риски (потери реальных активов);
  • спекулятивные риски (связанные с изменением рыночных отношений или политических обстоятельств, в отличие от предыдущих видов, последствия данных рисков могут принести не только потери, но и прибыль);
  • производственные риски (связанные с приостановлением производства и нерациональным использованием ресурсов);
  • финансовые риски (связанные с возможность потерь финансовых ресурсов - обесценивание денег, инвестиционные и кредитные риски, невыполнение обязательств партнерами и т.д.);
  • имущественные риски (связанные с потерей имущества в результате краж, порчи и т.д.);
  • коммерческие риски (связанные с предпринимательской деятельностью);
  • социальные риски (связанные с трудоспособностью и здоровьем персонала);
  • профессиональные риски (связанные с выполнением персоналом своих обязанностей);
  • др.

При управлении рисками главное определить возможные области риска по отношению к конкретной компании. Далее идет распределение полномочий ответственных лиц. При организации системы управления рисками необходимо участие топ менеджмента. Основанием для решений должны быть цели и задачи организации, действующие правовые ограничения и уровень квалификации и опыта сотрудников, контролирующих процессы управления рисками.

Этапы управления рисками:

  1. выявление риска и определение степени его влияния на компанию;
  2. использование методов качественного и количественного анализа;
  3. составление и запуск работы по плану управления рисками;
  4. мониторинг и контроль надлежащего исполнения плана;
  5. выявление закономерностей между работой системы управлением рисками и текущими финансовыми результатами;
  6. заключение об эффективности.

Это зависит от субъективных и объективных факторов. К объективным относятся факторы, не зависящие от деятельности предприятия (например, изменение политики государства, возникновение экономических кризисов и т.д.).

Субъективными являются факторы, напрямую зависящие от состояния и деятельности организации (например, состояние её технической базы, маркетинговая политика, эффективность системы менеджмента качества на предприятии и управления).

В первую очередь система управление рисками представляет собой комплекс мероприятий, направленных на прогнозирование наступления рисков и своевременного принятия мер по их предотвращению или устранению. Конкретная стратегия системы управления рисками индивидуальна и зависит от деятельности и размера компании. На крупных предприятиях оправдано создание специального подразделения по управлению рисками, которое будет заниматься координацией работы в этой области.

Стратегия управления рисками может регламентироваться в следующих внутренних документах:

  • Руководство по управлению рисками. 
  • Положение по управлению рисками.

Система управления рисками на предприятии заключается во множестве процессов подготовки, принятии и выполнении управленческих решений в данной сфере.

Для нормального функционирования системы управления рисками необходим тщательный анализ схемы построения системы управления предприятием.

Основными методами получения информации для анализа являются:

  • инспектирование;
  • структурные диаграммы;
  • карты потоков технологических процессов;
  • анализ отчетности.

Также существует множество методов управления рисками на предприятиях, к основным из которых можно отнести:

  1. Отказ от риска. Когда рисковая переменная слишком серьезно угрожает деятельности компании или проекту, и не существует реальных способов снижения этого риска. Чтобы избежать таких ситуаций, следует сознательно отказаться от этого направления деятельности или проекта, как заранее бесперспективного.
  2. Понижение частоты возникновения риска или вероятности образования убытка. Этот метод управления рисками проекта предполагает подготовительную работу, которая направлена на снижение вероятности наступления рискового события и несения потерь. Метод весьма эффективен, когда существует значительная вероятность наступления риска.
  3. Снижение величины убытков. Если все усилия по снижению риска не принесли успеха, этот метод управления рисками предусматривает инструменты по снижению суммы полученного ущерба. Суть мероприятий – это превентивные действия, которые позволят снизить потери компании от наступления рисковых событий.
  4. Разделение потенциальных рисков. Суть метода – отсечение ситуации возникновения риска, как единичного случая, а не цепочки негативных событий. 

Современные методы и стратегии риск менеджмента проектов и предприятий позволяют практически полностью обезопасить бизнес от негативных последствий, но успех системы менеджмента во многом зависит от умения адекватно и быстро оценивать изменения условий деятельности предприятия и пользоваться стандартным набором приемов.

Смотрите также:

Оставьте заявку на бесплатную консультацию
Оставить заявку
Заполните эту простую форму и наши менеджеры свяжутся с Вами в ближайшее время
Не обязательно для заполнения
Отправить