У нас в стране система менеджмента качества, основанная на стандарте ISO 9001:2015, как впрочем, и на любом другом стандарте, часто создается с чисто практической целью: получить сертификат, который требуется различными участниками рынка (потребителями, заказчиками, партнерами, правительственными органами), подтверждающий надлежащий уровень качества управления производством услуг или продукции. Для этого, зачастую, формально создается впечатление соответствия требованиям стандарта. Реально же оказать влияние на "плохие" характеристики продукции или услуги, сбои в бизнес-процессах такая система менеджмента качества, конечно же, никак не может.
Серьезно внедряют системы менеджмента качества те организации, которые столкнулись с потребностью реального улучшения управления. При этом меняются сами методы анализа системы менеджмента качества предприятия, управления, психология сотрудников и руководителей, перестраиваются некоторые процессы управления, после чего теоретические знания об инструментах систем менеджмента качества, переводятся в практические навыки их использования.
После грамотной и качественной перестройки предприятия добиваются:
- повышения управляемости организации с помощью делегирования полномочий и распределения ответственности;
- ускорения развития предприятия за счет вовлеченности персонала в процессы управления и повышения его компетентности;
- прозрачности деятельности, используя для этого процессный подход к построению основных видов деятельности;
- повышения конкурентоспособности.
Получение сертификата – это очередной, но далеко не завершающий этап процесса построения и развития системы менеджмента качества.
Часто оказывается, что уже готовая и сертифицированная система менеджмента качества на практике не работает, потому что с самого начала она создавалась с единственной целью – целью получения сертификата. После получения сертификата, руководство может посчитать, что цель достигнута и потерять интерес к системе менеджмента качества, не захотев или не сумев извлечь из нее те выгоды, которые заложены стандартами. При неработающей системе менеджмента качества приведение в порядок всех необходимых процедур и документов перед ежегодными наблюдательным аудитом, будет требовать значительных усилий и превратит полезный инструмент в полную профанацию.
Работает или нет система менеджмента качества проверить достаточно просто – достаточно запросить у организации протоколы проведения внутренних аудитов и протокол разбора последних несоответствий.