Внутренние проверки системы менеджмента качества проводятся для улучшения ее эффективности

Опубликовано 28.09.2015

Внутренние проверки системы менеджмента качества — это высшая и очень эффективная форма контроля системы руководством организации или предприятия. Проверка в большинстве случаев проводится с целью определения соответствия функционирования и результатов в отношении качества запланированным мероприятиям, положениям стандартов ISO 9001:2000, а также существующим в организации собственным требованиям. Результаты проведения внутренних проверок обычно являются базой входных данных, на основании которых руководство может осуществлять анализ. Также на основании полученных данных можно декларировать соответствие системы менеджмента качества положениям ISO 9000. Таким образом, вопрос о том, каким образом лучше всего организовать внутренние проверки, а после их проведения проанализировать полученные результаты является очень важным.

Оставьте заявку на бесплатную консультацию
Оставить заявку

Так уж устроен мир, что по прошествии некоторого времени все то, что казалось функциональным и современным, начинает устаревать, что в равной степени касается и систем менеджмента качества компании. Для того, чтобы не только поддерживать ее в рабочем состоянии, но и способствовать повышению функциональности и эффективности, следует регулярно проводить внутренние проверки. При этом организация, руководство и координация проверок возлагается на представителей высшего руководства предприятия в плане качества. Наиболее распространенной ошибкой на сегодняшний день является случай, когда функции руководителя проверок исполняет начальник отдела качества. В этом случае он проверяет и свою деятельность.

Внутренние проверки системы менеджмента качества выполняются для решения следующих задач:

  1. Оценка эффективности функционирования системы менеджмента качества, а также поиск путей и возможностей ее улучшения.
  2. Определение возможных несоответствия в системе (процессах, процедурах, продукции) установленным требованиям.
  3. Установление причин обнаруженных несоответствий — главных, дополнительных, сопутствующих.
  4. Проверка и анализ эффективности корректирующих действий по итогам предыдущих проверок.
Внутренние проверки системы менеджмента качества проводятся для улучшения ее эффективности
Внутренние проверки системы менеджмента качества проводятся для улучшения ее эффективности

Внутренние проверки могут проводиться либо персоналом отдела подразделения качества (что обычно и происходит на больших предприятиях, на которых в состав отдела качества входит служба внутренних проверок), либо специально созданной для этой цели группой, куда включаются сторонние аттестованные аудиторы.

Среди наших клиентов

Как проходит внедрение?

Внутренние проверки эффективности функционирования системы менеджмента качества могут быть плановыми и внеплановыми. Проведение плановых проверок осуществляется по графику, утвержденному в начале года. Составляется он с таким расчетом, чтобы в течение календарного года можно было бы провести проверку всех элементов системы менеджмента качества в структурных подразделениях предприятия. В графике должны быть указаны подразделения, сроки проведения внутренних проверок, темы и элементы, нормативные документы, которые следует проверить. Что касается внеплановых проверок, то они в основном проводятся по прямому указанию руководства.

Каждая внутренняя проверка систем менеджмента качества состоит из нескольких этапов:

  1. Издание приказа на ее проведение, которым назначается состав проверяющей группы и ее руководитель.
  2. Разработка и утверждение плана выполнения проверки.
  3. Проведение регулярных совещаний.
  4. Уведомление подразделения о том, что будет проводиться проверка и о ее сроках.
  5. Предварительное совещание с сотрудниками проверяемого подразделения.
  6. Выполнение проверки.
  7. Итоговое совещание, на котором присутствует весь коллектив проверенного подразделения.
  8. Составление, утверждение и отправка отчета, в котором зафиксированы результаты работы проверочной комиссии.

Внутренние проверки системы менеджмента качества можно устраивать, основываясь на общесистемных элементах ISO 9000, а можно и по структурным подразделениям. Оба варианта имеют положительные и отрицательные стороны, поэтому выбирать их нужно, основываясь на конкретных условиях. Первый вариант предусматривает проверку документации, а второй — всех элементов СМК.

Оставьте заявку на бесплатную консультацию
Оставить заявку
Заполните эту простую форму и наши менеджеры свяжутся с Вами в ближайшее время
Не обязательно для заполнения
Отправить