Работа на «удаленке»: как ликвидировать дефицит живого общения?

Опубликовано 27.05.2020

Удалённая работа (работа сотрудника из дома), на которую вынужденно перешли многие компании в связи с коронавирусом, уже стала объективной реальностью и вполне продемонстрировала свои преимущества и недостатки.

Оставьте заявку на бесплатную консультацию
Оставить заявку

Для работников компании на «удаленке» ушли в прошлое подъёмы рано утром, дороги и пробки, затяжные собрания и совещания, стоящие «над душой» начальники и навязчивые сослуживцы, а это конечно же преимущества. Живи, работай и радуйся! Но, мы опять недовольны! И, как ни странно, почему-то стало тоскливо и наплывают воспоминая о том замечательном времени, когда все работали исключительно в офисе.

Что же происходит? Ответ очевиден – недостаток живого общения с коллегами по работе и есть причина нашего угнетённого состояния. Оказалось, что нам просто необходимо быть на виду, обсуждать все в коллективе, чувствовать себя частью команды, кофе пить с коллегой, а не в одиночку и т.д., даже выговоров от начальства нам не хватает! Другими словами, работа на «удаленке» имеет такой существенный недостаток, как социальная изоляция, вызывающая в свою очередь дефицит общения, который психологи сравнивают с чувством голода.

Живое общение с коллегами необходимо не только для обмена информацией и опытом, но и для поддержания психического и физического здоровья. Психологи предупреждают, что недостаток живого общения – путь к снижению иммунитета, провоцированию стресса, а результат – ухудшение здоровья и укорачивание жизни. Причины понятны. Работа дома имеет отрицательные стороны: привыкаем без лишней необходимости не выходить из дома, с коллегами можно не разговаривать (пишем письма), внешний вид нас не беспокоит, самодисциплина «на нуле», а перестроиться пока не получается.

Что же делать, если работа на «удаленке» – это навсегда? Как перестроиться и не одичать? И что в такой ситуации должен делать руководитель компании?

Надо признать, что цифровизация бизнеса нам всем нравится, т.к. существенно упрощает взаимодействие между сотрудниками компании – это общение через почту, мессенджеры, другие внутренние каналы и программы. Но отсутствие живого общения между сотрудниками пагубно влияет на развитие корпоративного духа.

Среди наших клиентов

Как проходит внедрение?

Очевидно, что отсутствие социальной связи на рабочем месте подрывает корпоративный дух, так как «размываются» идеи, ценности, мотивы, стремления и ожидания компании, ухудшается морально-психологический климат в коллективе, что негативно влияет на трудовое поведение. Работник «на удаленке» не чувствует себя членом коллектива и теряет стимулы к эффективной работе. Надо признать, что формирование команды при удалённой работе – это серьёзная проблема, так как, по сути дела, необходимо создать «виртуальный» коллектив, причём это задача не только для руководителя компании, но и для сотрудника!

Какие действия должен предпринять руководитель компании с опорой на команду, чтобы ликвидировать дефицит живого общения?

Очевидно, что необходимо создать и сплотить «виртуальный» коллектив, а это одновременно простая и сложная задача. Простая – потому, что необходимые приёмы менеджмента достаточно хорошо известны, а сложная – потому, что для каждого коллектива требуется свой набор подходов. Как это сделать? Рассмотрим основные приемы.

Например, ежедневно или несколько раз в неделю необходимо обсуждать рабочие и нерабочие вопросы по аудио- или видеосвязи, охватывая всех работников компании.

Или систематически организовывать общие встречи и ретроспективы. Например, еженедельно проводить общекомандную встречу-ретроспективу для демонстрации друг другу достижения прошедшей недели и планирования дел на следующую неделю. Лучше проводить такие встречи в режиме видеоконференции. Причём, такая видеоконференция должна быть хорошо подготовленной: повестка дня, ведущий, демонстрация экрана, резюме встречи и т. п. Такой подход позволит всем участникам оставаться в контексте обсуждения и видеть его итоги, чувствовать живое общение в команде.

Кроме того, важно организовать живую обратную связь, открытый обмен информацией между руководителями разного уровня и членами команды. Руководитель в течение рабочей недели должен вживую (скайп, видео-связь) общаться отдельно с каждым своим сотрудником: корректировать задачи, следить за загрузкой, поощрять.

Имеет смысл ежемесячно организовывать для сотрудников непосредственно в офисе профессиональные встречи или конференции для обсуждения дискуссионных вопросов или новых направлений развития бизнеса. Это позволит сотрудникам активно пообщаться, отойти от ежедневной рутины и внесёт оживление в работу компании.

Конечно же, надо подумать и о новых сотрудниках, которые только начинают работать в команде. На этапе адаптации для новичков следует назначать кураторов, а также напарников, чтобы лучше узнать друг друга. Куратор должен проводить с новичком живые личные встречи, например, раз в неделю или в две, чтобы задать интересующие вопросы и скорректировать работу. А напарник контактирует с новичком ежедневно с использованием всех возможных вариантов коммуникации: личная встреча, телефонные переговоры, переписка, скайп и др.

И последнее, приветствуется неформальное живое общение. Без такого общения люди перестают чувствовать себя единой командой. Хорошо, если руководитель, например, поощряет общение работников в чате на нерабочие темы (в меру!) или находит время иногда что-то обсудить вместе со всеми, или просто пожелать команде доброго дня, или не скупится на совместный отдых: поездки, праздники, культурные мероприятия. Подобные живые встречи позволяют пообщаться в неформальной обстановке, способствуют улучшению взаимоотношений внутри коллектива и повышают его сплочённость и работоспособность.

На самом деле всё просто, чтобы ликвидировать дефицит живого общения НАДО ОБЩАТЬСЯ!

Оставьте заявку на бесплатную консультацию
Оставить заявку
Заполните эту простую форму и наши менеджеры свяжутся с Вами в ближайшее время
Не обязательно для заполнения
Отправить