Отраслевые системы менеджмента качества дополняют требования ISO 9000

Опубликовано 29.09.2015

Стандарты СМК ИСО 9000 считаются общими, которые могут использоваться на любом предприятии, независимо от ее сферы деятельности. Однако в некоторых отраслях существуют собственные требования, обязательные для исполнения предприятиями, работающими в данной области. Это, так называемые, отраслевые системы менеджмента качества. С одной стороны положения отраслевых стандартов обуславливаются видом услуг или выпускаемой продукции, а с другой — законодательными инициативами, обеспечивающими полную безопасность продукции для конечных потребителей. Большая часть требований отраслевых стандартов распространяется также на системы менеджмента качества. Вследствие этого во многих отраслях на основе ISO 9000 добавляются и некоторые специфические требования, в которых учитываются отраслевые особенности. Определенная часть такой системы получила статус международной, а это значит, что их может применять в своей работе любое предприятие, работающее в данной отрасли, причем, независимо от того, в какой стране оно находится. Некоторая часть отраслевой системы менеджмента является региональной, либо национальной.

Оставьте заявку на бесплатную консультацию
Оставить заявку

Отраслевая система менеджмента качества — это набор стандартов, которые разрабатывались для использования в конкретной отрасли. Например, сегодня разработана система менеджмента качества для автомобильной промышленности, пищевой или электротехнической.

Серия ISO 9000, являющаяся по своей природе общей, применима к любому типу услуг или продукции, следовательно, их можно успешно использовать в любой отрасли народного хозяйства. Формулируя таким образом стандарты, международная организация ISO старается ограничить увеличение количества стандартов менеджмента качества. Но в то же время Технический Комитет, занимающийся разработкой положений ISO 9000, пришел к выводу, что отраслевые системы менеджмента качества имеют право на существование, коль уж в них есть необходимость.

Важнейшее требование к отраслевым системам менеджмента качества — их постоянное совершенствование и улучшение. Это требует творческого подхода, поэтому достаточно часто возникают проблемы в выборе направлений развития. В некоторых случаях хорошим решением будет проведение сравнительного анализа имеющейся системы качества с другими вариантами, чтобы выбрать наиболее оптимальный, так сказать, бенчмаркинг, для определения походов по использованию статистических методов. Требования ISO 9000 относительно статистических методов довольно простые — в них указывается необходимость выработки методов, включая и статистические, а также области их применения для демонстрации полного соответствия требованиям к услугам или продукции. При желании можно дополнительно воспользоваться рекомендациями по применению статистических методов ISO 10017:2003.

В качестве примера можно привести отраслевые системы менеджмента качества в авиационной промышленности. Данная отрасль характеризуется сложными и ответственными технологическими процессами, что обуславливает жесткие требования к безопасности и надежности, обозначенные в стандарте AS-9100:2001, в котором имеются требования, дополняющие существующую системы качества на основе ISO 9001. В примечании к использованию статистических методов определяется возможность их использования для контроля качества готовой продукции и оценки производственных процессов. Что касается готовой продукции, то акцент ставится на ее безопасность, ремонтопригодность, надежность и стабильность параметров. Относительно управления технологическим процессами важным является определение ключевых характеристик, обеспечение статистического управления, проведение анализа технических возможностей процесса, а также подтверждение стабильности.

Отраслевые системы менеджмента качества в автомобильной промышленности указывают на необходимость внедрения статистических методов еще на этапе планирования качества готовой продукции. Для систем менеджмента качества нефтегазохимической промышленности дополнительные требования заключаются в применении контрольных карт, с помощью которых можно управлять процессами.

Среди наших клиентов

Как проходит внедрение?

Оставьте заявку на бесплатную консультацию
Оставить заявку
Заполните эту простую форму и наши менеджеры свяжутся с Вами в ближайшее время
Не обязательно для заполнения
Отправить