Методы обеспечения качества продукции бывают разными

Опубликовано 12.09.2019

Один из принципов СМК является то, что основой для принятия решения должны быть только факты, а не интуиция. Одна из причин ошибок при управлении качеством состоит в том, что факты путают с субъективными суждениями. Для предупреждения ошибок следует организовать процесс поиска фактов, т.е. статистического материала.

Оставьте заявку на бесплатную консультацию
Оставить заявку

Очевидно, что качество продукции — это основной показатель деятельности любого предприятия. Для поддержания конкурентоспособности товаров и услуг, разработки системы управления пищевой безопасностью сегодня используются самые разные методы обеспечения качества продукции, в большинстве своем экономико-математические. Например, динамическое, линейное и нелинейное программирование, имитационное моделирование, планирование экспериментов, теория массового обслуживания и теория игр, функционально-стоимостный анализ, метод Тагути и метод структурирования качества.

Методы обеспечения качества продукции бывают разными
Методы обеспечения качества продукции бывают разными

Подробнее о системах менеджмента качества
Заказать систему менеджмента качества

С ростом объемов производства при серийном и массовом изготовлении продукции потребителю (как юридическому лицу) и самому изготовителю стала необходима информация о реальном качестве производимой и покупаемой продукции. Однако в связи с большим объемом выпускаемых партий продукции сплошной контроль качества выполнить было трудно, да и достоверность его была невелика. С целью снижения трудоемкости и повышения достоверности начали применяться статистические методы выборочного контроля качества. Их смысл предельно прост: изучив небольшую часть изделий (выборку), можно сделать надежные выводы о качестве всей партии.

Метод Тагути основывается на таком понятии, как возможность потери качества, что характеризует степень связи между самим понятием качества и возможными потерями в случае его понижения. Данный метод позволяет осуществить обеспечение устойчивых управленческих и технологических процессов системы качества, чтобы как можно более оперативно реагировать на любые изменения ситуации на рынке, а также охватить весь жизненный цикл товара — начиная от закупки исходного сырья и до его реализации конечному потребителю.

Среди наших клиентов

Как проходит внедрение?

Метод структурирования качества заключается в формировании функции качества посредством самих покупателей. То есть, со временем запросы, требования и пожелания потребителей воплощаются в конкретные характеристики товара. При этом создается объемная матрица, позволяющая объединить желаемые параметры готового изделия с потенциальными производственными возможностями предприятия-изготовителя, а также с аналогичными возможностями фирм-конкурентов. Посредством данного метода можно существенно сократить путь к конечному потребителю и снизить расходы на обеспечение оптимального уровня качества.

Следует сказать, что методы обеспечения качества продукции должны подчиняться единому циклу, состоящему из четырех пунктов:

  1. Планируй.
  2. Выполняй.
  3. Контролируй.
  4. Регулируй.

В качестве методического пособия можно использовать цикл Деминга, который еще называют круговым циклом PDCA:

  1. P — планирование действий.
  2. D — выполнение запланированных работ.
  3. С — проведение проверки с целью выявления возможных несоответствий с запланированным результатом.
  4. В случае несоответствия полученного результата заранее запланированному, обеспечение мер для исправления ситуации.

После того, как будут достигнуты определенные результаты, цикл следует повторять, но уже на более качественном и высоком уровне. Таким образом, круг Деминга является методом обеспечения и управления, с помощью которого руководство организации может неуклонно двигаться к достижению основной цели — повышению качества продукции в рамках создания качественной системы менеджмента, получая промежуточные результаты и имея возможность полностью контролировать ситуацию.

В обеспечении качества продукции массовое применение находит программно-целевой метод, при котором применяется сетевое планирование с распределением оперативных и стратегических функций управления качеством, а также их разграниченное финансирование, разработка нескольких планов, в зависимости от сложившейся ситуации (многовариантное планирование), для обеспечения максимальной вероятности их осуществления в постоянно изменяющихся условиях рынка.

Качество продукции не ограничивается только одним свойством – это совокупность свойств.

Общепризнанна такая классификация свойств и показателей качества:

  1. Показатели назначения – обуславливают область применения продукции (производительность, мощность, калорийность).
  2. Показатели надежности – характеризуют безотказность, долговечность, ремонтопригодность (например, бытовых приборов, тормозных систем).
  3. Показатели технологичности – характеризуют эффективность конструкторско-технологических решений.
  4. Показатели стандартизации и унификации – это насыщенность продукции стандартными, унифицированными и оригинальными деталями. Чем меньше оригинальных деталей, тем лучше.
  5. Эстетические показатели - характеризуют выразительность, рациональность формы, целостность композиции, совершенство исполнения.
  6. Патентно - правовые показатели – характеризуют патентную защиту продукции и являются существенным фактором конкурентоспособности продукции.
  7. Показатели траспортабельности– выражают приспособленность продукции для транспортировки.
  8. Экологические показатели – это уровень вредных воздействий на окружающую среду, который возникает при эксплуатации продукции.
  9. Эргонометрические показатели - отражают взаимодействие человека с изделием.
  10. Показатели безопасности – характеризуют особенности продукции для безопасности покупателя.
  11. Экономические показатели - характеризуют степень экономической выгоды покупки потребителем (соотношение цены со свойствами, экономия времени и затрат и т.п.)

Для оценки качества продукции применяются такие методы:

  • Органолептический– с помощью органов чувств человека (зрительный осмотр, запах, вкус, осязание).
  • Объективный – с помощью измерения техническими средствами (обмер, взвешивание, замеры).
  • Дифференцированный – сравнение со стандартами, эталонами.
  • Комплексный - конструирование интегрального показателя (полезный эффект от использования сравнивается с общими затратами).

К основным методам обеспечения качества продукции относятся:

  • стандартизация;
  • сертификация;
  • внутрипроизводственный технический контроль.

В обеспечении качества продукции массовое применение находит программно-целевой метод, при котором применяется сетевое планирование с распределением оперативных и стратегических функций управления качеством, а также их разграниченное финансирование, разработка нескольких планов, в зависимости от сложившейся ситуации (многовариантное планирование), для обеспечения максимальной вероятности их осуществления в постоянно изменяющихся условиях рынка.

При этом большое внимание уделяется методам оптимизации мероприятий, направленных на обеспечение оптимального качества продукции и на достойное функционирование системы менеджмента качества, что призвано существенно снизить предполагаемые издержки. Особое значение при этом имеют статистические методы обеспечения качества продукции. Методы прикладной статистики позволяют осуществлять анализ и интерпретацию полученной информации относительно потребительского спроса, вовремя реагировать на любые нарушения и несоответствия в работе системы управления качеством продукции, что только повышает возможность получения стабильно качественной продукции или услуг.

В сущности, применение статистических методов обеспечения качества продукции сводится к постоянному анализу, прогнозам, разработке и реализации мероприятий по проблемам качества, на основе которых может строится система менеджмента качества. Данные методы можно классифицировать на три группы:

  1. Графо-аналитические.
  2. Анализ статистических совокупностей.
  3. Экономико-математические методы.

Выживаемость предприятия, его положение на рынке товаров и услуг определяются уровнем конкурентоспособности. В свою очередь конкурентоспособность связана с двумя показателями: уровнем цены и уровнем качества продукции.

Конкурентоспособность продукции определяет возможность выдерживать конкуренцию на рынке, т.е. иметь существенные преимущества перед продукцией других товаропроизводителей.

Смотрите также:

Оставьте заявку на бесплатную консультацию
Оставить заявку
Заполните эту простую форму и наши менеджеры свяжутся с Вами в ближайшее время
Не обязательно для заполнения
Отправить