Очевидно, что качество продукции — это основной показатель деятельности любого предприятия. Для поддержания конкурентоспособности товаров и услуг, разработки системы управления качеством сегодня используются самые разные методы обеспечения качества продукции, часто экономико-математические. Например, динамическое, линейное и нелинейное программирование, имитационное моделирование, планирование экспериментов, теория массового обслуживания и теория игр, функционально-стоимостный анализ, метод Тагути и метод структурирования качества.
С ростом объемов производства при серийном и массовом изготовлении продукции потребителю (как юридическому лицу) и самому изготовителю стала необходима информация о реальном качестве производимой и покупаемой продукции. Однако в связи с большим объемом выпускаемых партий продукции сплошной контроль качества выполнить было трудно, да и достоверность его была невелика. С целью снижения трудоемкости и повышения достоверности начали применяться статистические методы выборочного контроля качества. Их смысл предельно прост: изучив небольшую часть изделий (выборку), можно сделать надежные выводы о качестве всей партии.
Метод Тагути основывается на таком понятии, как возможность потери качества, что характеризует степень связи между самим понятием качества и возможными потерями в случае его понижения. Данный метод позволяет осуществить обеспечение устойчивых управленческих и технологических процессов системы качества, чтобы как можно более оперативно реагировать на любые изменения ситуации на рынке, а также охватить весь жизненный цикл товара — начиная от закупки исходного сырья и до его реализации конечному потребителю.
Метод структурирования качества заключается в формировании функции качества посредством самих покупателей. То есть, со временем запросы, требования и пожелания потребителей воплощаются в конкретные характеристики товара. При этом создается объемная матрица, позволяющая объединить желаемые параметры готового изделия с потенциальными производственными возможностями предприятия-изготовителя, а также с аналогичными возможностями фирм-конкурентов. Посредством данного метода можно существенно сократить путь к конечному потребителю и снизить расходы на обеспечение оптимального уровня качества.
Следует сказать, что методы обеспечения качества продукции должны подчиняться единому циклу, состоящему из четырех пунктов:
- Планируй.
- Выполняй.
- Контролируй.
- Регулируй.
В качестве методического пособия можно использовать цикл Деминга, который еще называют круговым циклом PDCA:
- P — планирование действий.
- D — выполнение запланированных работ.
- С — проведение проверки с целью выявления возможных несоответствий с запланированным результатом.
- В случае несоответствия полученного результата заранее запланированному, обеспечение мер для исправления ситуации.
После того, как будут достигнуты определенные результаты, цикл следует повторять, но уже на более качественном и высоком уровне. Таким образом, круг Деминга является методом обеспечения и управления, с помощью которого руководство организации может неуклонно двигаться к достижению основной цели — повышению качества продукции в рамках создания качественной системы менеджмента, получая промежуточные результаты и имея возможность полностью контролировать ситуацию.
Качество продукции не ограничивается только одним свойством – это совокупность свойств.
Общепризнана такая классификация свойств и показателей качества:
- Показатели назначения – обуславливают область применения продукции (производительность, мощность, калорийность).
- Показатели надежности – характеризуют безотказность, долговечность, ремонтопригодность (например, бытовых приборов, тормозных систем).
- Показатели технологичности – характеризуют эффективность конструкторско-технологических решений.
- Показатели стандартизации и унификации – это насыщенность продукции стандартными, унифицированными и оригинальными деталями. Чем меньше оригинальных деталей, тем лучше.
- Эстетические показатели - характеризуют выразительность, рациональность формы, целостность композиции, совершенство исполнения.
- Патентно - правовые показатели – характеризуют патентную защиту продукции и являются существенным фактором конкурентоспособности продукции.
- Показатели траспортабельности– выражают приспособленность продукции для транспортировки.
- Экологические показатели – это уровень вредных воздействий на окружающую среду, который возникает при эксплуатации продукции.
- Эргонометрические показатели - отражают взаимодействие человека с изделием.
- Показатели безопасности – характеризуют особенности продукции для безопасности покупателя.
- Экономические показатели - характеризуют степень экономической выгоды покупки потребителем (соотношение цены со свойствами, экономия времени и затрат и т.п.)
Для оценки качества продукции применяются такие методы:
- Органолептический– с помощью органов чувств человека (зрительный осмотр, запах, вкус, осязание).
- Объективный – с помощью измерения техническими средствами (обмер, взвешивание, замеры).
- Дифференцированный – сравнение со стандартами, эталонами.
- Комплексный - конструирование интегрального показателя (полезный эффект от использования сравнивается с общими затратами).
К основным методам обеспечения качества продукции относятся:
- стандартизация;
- сертификация;
- внутрипроизводственный технический контроль.
В обеспечении качества продукции массовое применение находит программно-целевой метод, при котором применяется сетевое планирование с распределением оперативных и стратегических функций управления качеством, а также их разграниченное финансирование, разработка нескольких планов, в зависимости от сложившейся ситуации (многовариантное планирование), для обеспечения максимальной вероятности их осуществления в постоянно изменяющихся условиях рынка.
При этом большое внимание уделяется методам оптимизации мероприятий, направленных на обеспечение оптимального качества продукции и на достойное функционирование системы менеджмента качества, что призвано существенно снизить предполагаемые издержки. Особое значение при этом имеют статистические методы обеспечения качества продукции. Методы прикладной статистики позволяют осуществлять анализ и интерпретацию полученной информации относительно потребительского спроса, вовремя реагировать на любые нарушения и несоответствия в работе системы управления качеством продукции, что только повышает возможность получения стабильно качественной продукции или услуг.
В сущности, применение статистических методов обеспечения качества продукции сводится к постоянному анализу, прогнозам, разработке и реализации мероприятий по проблемам качества, на основе которых может строится система менеджмента качества. Данные методы можно классифицировать на три группы:
- Графо-аналитические.
- Анализ статистических совокупностей.
- Экономико-математические методы.
Выживаемость предприятия, его положение на рынке товаров и услуг определяются уровнем конкурентоспособности. В свою очередь конкурентоспособность связана с двумя показателями: уровнем цены и уровнем качества продукции.
Конкурентоспособность продукции определяет возможность выдерживать конкуренцию на рынке, т.е. иметь существенные преимущества перед продукцией других товаропроизводителей.