Иногда внешняя аудиторская проверка для предприятия – это нечто, подобное стихийному бедствию, в результате которого разворачивается «бурная деятельность», которая так же быстро сворачивается, как только аудиторы покидают предприятие. Между тем, внедрение любой системы менеджмента качества (СМК) требует не только проведения внешнего аудита для получения сертификата, но и постоянного внутреннего аудита. Давайте разберемся, что такое внутренний аудит и какая польза от него предприятию.
Аудит (проверка, audit) - систематический, независимый и документируемый процесс получения свидетельств аудита и объективного их оценивания с целью установления степени выполнения согласованных критериев аудита. Внутренние аудиты, называемые «аудитами первой стороны», проводит для внутренних целей сама организация. Результаты внутреннего аудита могут служить основанием для декларации о соответствии. Во многих случаях, особенно на малых предприятиях, независимость при аудите демонстрируют отсутствием ответственности за деятельность, которая подвергается аудиту.
Цель внутреннего аудита — поиск путей и возможностей по улучшению системы управления и процессов компании. Одной из задач является помощь органам управления организации в осуществлении эффективного контроля над различными звеньями (элементами) системы управления.
Общими функциями внутренних аудиторов являются:
а) оценка адекватности стратегии развития отдельных систем управления и контроля — осуществление проверок процессов и звеньев управления и контроля, предоставление обоснованных предложений по устранению выявленных недостатков и рекомендаций по повышению эффективности управления;
б) оценка эффективности деятельности в целом — осуществление экспертных оценок различных сторон функционирования организации и предоставление обоснованных предложений по их совершенствованию. Деятельность внутренних аудиторов для органов управления организацией имеет информационное и консультационное значение.
Для того чтобы поддерживать СМК в рабочем состоянии и постоянно повышать эффективность ее функционирования проводятся внутренние проверки.
Организация, координация, руководство системой внутренних проверок, как правило, возлагается на представителя руководства предприятия по качеству.
Проверки могут осуществляться как персоналом службы качества (это характерно для крупных предприятий, где в структуре службы качества имеется отдел внутренних проверок), так и специально создаваемыми группами с привлечением подготовленных и аттестованных аудиторов по внутренним проверкам.
Принципы проведения аудита делают аудит результативным и надежным методом поддержания политики руководства и контроля, обеспечивая информацией, на основе которой организация может улучшать свои характеристики, а также являются предпосылкой для объективных заключений по результатам аудита. Практическая польза от создания отдела внутреннего аудита для каждой отдельно взятой организации различна. Наиболее общие аспекты целесообразности создания отдела внутреннего аудита в российских организациях заключаются в следующем:
- это позволит совету директоров или исполнительному органу наладить эффективный контроль за автономными подразделениями организации;
- проводимые внутренними аудиторами целевые контрольные проверки и анализ выявляют резервы производства и наиболее перспективные направления развития;
- внутренние аудиторы наряду с контролем часто выполняют и консультативные функции.
Что дает предприятию внутренний аудит:
- подготовка к аудиту внешнему;
- исключение (или предупреждение) проблем при прохождении прочих проверок (ростехнадзор, санэпидстанция, пожнадзор, кадровая, налоговая инспекции и т.д.);
- способ улучшения деятельности, определения потенциала улучшения и реализации этих улучшений;
- улучшение конкурентоспособности компании, повышение её имиджа;
- проведение аудитов в компаниях поставщиков позволяет контролировать качество поступающего сырья.