Данная концепция базируется на принципах гармоничного развития. Устойчивым (или сбалансированным, в точном переводе) считается социально-экономическое развитие и деятельность компании, происходящие в гармонии с живой природой, в результате которых предполагается удовлетворение потребностей нынешнего общества, при этом без причинения ущерба последующим поколениям.
Еще в девяностых годах прошлого столетия состоялся саммит представителей наиболее экономически развитых государств, на котором было выработано и принято решение, что экологический менеджмент относится к ключевым моментам устойчивого развития и вместе с этим к главным приоритетам в деятельности предприятий.
Спустя некоторое время было проведено несколько раундов переговоров, на которых было принято решение о разработке и принятии стандартов экологического менеджмента на предприятии, правила проведения аудитов и сертификации. В рамках Международной организации по стандартизации был создан целый технический комитет, который занялся написанием стандартов, описывающих требования к системе экологического менеджмента организации, порядок проведения аудита, а также определяющих возможности сертификации.
Основными и наиболее эффективными инструментами экологического менеджмента принято считать:
- проведение аудитов;
- оценка воздействия на природу;
- отчетность и сертификация;
- экологический мониторинг, реклама и маркировка.
Экологический аудит – это периодические проверки, проводимые с целью выявления степени соответствия внедренной системы менеджмента нужным стандартам, а также внутренним требованиям компании. Целесообразно проведение как внешнего аудита (перед заключением различных крупных сделок, перед проведением сертификации, при составлении договоров страхования и т.д), так и внутренних регулярных проверок работоспособности системы.
Сертификация системы экологического менеджмента – это подтверждение того, что действующая на предприятии система соответствует требованиям международных стандартов.
Система экологического менеджмента может охватывать как все предприятие в целом, так и отдельные, определенные компанией как наиболее значимые, элементы деятельности. При определении области действия системы, компания должна руководствоваться:
- внешними и внутренними экологическими факторами;
- законодательными требованиями;
- степенью воздействия на окружающую среду.
Экологический менеджмент, аудит и сертификация – дело добровольное, направленное на достижение баланса между экономическими, социальными и экологическими интересами компании. Это также возможность подняться на новый уровень развития, начать сотрудничать с известными мировыми компаниями.