Сертификационный аудит является эффективным мероприятием, которое проводится обычно после того, как на предприятии внедрена система менеджмента качества, соответствующая тематическому стандарту, например ISO/ИСО 9001. Проведение сертификационной проверки осуществляется в основном силами сторонней компании (органа по сертификации), при участии сотрудников организации. Аудит проводится по специальной программе, проверяется соответствие системы менеджмента качества (СМК) требованиям, указанным в определенном стандарте, при этом для компаний различного профиля могут быть предусмотрены некоторые особенности.
Требуемый уровень компетентности и объективности сертификации достигается за счет привлечения к проверке экспертов, не принимавших участия в разработке и внедрении на предприятии системы менеджмента качества. При этом необходимо, чтобы эксперты имели достаточный опыт в процессе сертификационного аудита и могли подтвердить это документально, предоставив соответствующие свидетельства . Желательно также, чтобы в состав проверяющей группы были включены сотрудники фирмы, принимавшие непосредственное участие в разработке и внедрении СМК, а также те должностные лица, которые отвечают за качество продукции или услуги и которые впоследствии будут заниматься сопровождением внешних аудиторов на всех этапах осуществления сертификационного аудита.
Нужно сказать, что, несмотря на выборочный характер проводимых проверок, сертификационный аудит проводится обязательно с учетом специфики системы качества проверяемого предприятия, что предоставляет хорошую возможность сотрудникам предприятия и независимым экспертам сосредоточить внимание на наиболее проблемных сферах деятельности и на документах, которые были введены в оборот совсем недавно.
Как и любое мероприятие, сертификационный аудит требует тщательной подготовки, чтобы успешно пройти процедуру проверки соответствия системы менеджмента качества требованиям международных стандартов, можно провести собственный - предварительный или заключительный аудит СМК. Проводится данный аудит собственными силами организации или путем обращения в консалтинговые компании с необходимым опытом. Внешние аудиторы проведут оценку состояния существующей СМК совмещая её с проведением консультаций для высшего руководства, ответственных должностных лиц и сотрудников организации о том, как нужно правильно общаться с аудиторами органов по сертификации. По отдельным пунктам функционирования СМК проверка будет проводиться более широко и тщательно, чем сертификационный аудит в общем. При этом будут выявлены несоответствия и проведены корректирующих мероприятия для их устранения. Данный подход позволит подготовить имеющуюся систему менеджмента качества к встрече с сертификационным органом, продемонстрировать ее работоспособность и в большой степени гарантировать успешное прохождение аудита.
Дополнительно, заключительный аудит СМК, дает возможность использовать результаты предварительной проверки в качестве средства, способного улучшить СМК компании, поскольку консультанты обычно вносят предложения по повышению результативности для выполнения отдельных ее элементов (процессов), включая и рекомендации сотрудников подразделений, подлежащих проверке. Выполненный предварительный аудит позволяет специалистам и руководителям своевременно устранить обнаруженные недостатки и быть уверенными в том, что обновленная система менеджмента работает должным образом и без труда пройдет сертификационный аудит.
Во время проведения сертификационного аудита сотрудники организации получают возможность ознакомиться с опытом адаптации требований современных стандартов к СМК фирмы, они могут воспользоваться результатами постороннего, но не враждебного взгляда, на разработанную и функционирующую систему качества. В процессе сертификационного аудита, как и в процессе заключительного аудита, выявляются несоответствия, которые компания должна будет устранить, к этому нужно относиться положительно, так как именно работа со сбоями и их устранением, ведет к совершенствованию и модернизации чего либо, будь это часть инфраструктуры, оборудование или система менеджмента качества.