Бурное развитие технической базы человеческой цивилизации в 20 веке и негативные последствия от этого, которые стали уже проявляться в веке 21, привели человечество к мысли о том, что для самосохранения, которое невозможно без сохранения окружающей среды, необходимо создание системы рыночного управления и контроля. Основой системы служат идеи экологической безопасности и рационального природопользования. Другими словами необходимо установить паритет между экономическим интересом отдельного предприятия, социальными потребностями социума и требованиями безопасности по отношению к окружающей среде. Попыткой решения возникшей задачи стал новый концептуальный подход к организации и управлению производством, который получил название экологический маркетинг и менеджмент.
Система экологического маркетинга в рамках экологического менеджмента изменила сам процесс стратегического целеполагания. Дело в том, что сегодня производитель должен учитывать, что отношение потребителя к его продукции или услуге во многом определяется тем, насколько социум воспринимает риск несения вреда экологии. Поэтому концепция экологического маркетинга и менеджмента предполагает, прежде всего, открытость предприятия. Под этим понимается предоставление потребителю полной правдивой информации о своем продукте, о способах и технологиях его производства и т.д. При этом устанавливается система обратной связи с социумом. Отсутствие подобной информации и возможности у потребителя напрямую задать интересующий его вопрос и получить правдивый ответ автоматически снижает доверие потребителя к компании. В подобной ситуации потребитель больше доверится слухам, которые раз и навсегда отобьют у него желание попробовать самому продукцию «необщительного» производителя.
Сегодня компания, осуществляющая стратегическое планирование без учета нужд потребительского рынка обречена на провал. Экологический менеджмент позволяет грамотно организовать процесс производства в целом, однако необходимость ориентироваться в своей деятельности, прежде всего, на желания и интересы потребителя, привело к тому, что экологический маркетинг и менеджмент стали практически неотделимыми друг от друга понятиями. Сегодня маркетинг – не только одна из функций управления, но и интегрирующее начало для всех функций системы менеджмента. Именно объединив экологический маркетинг и менеджмент, удалось разрешить давнишний социально-этический конфликт, превратив социально-экологические интересы социума в главное условие успешного ведения бизнеса.
Однако многие компании еще надеются убедить потребителя в соответствии их производства социально-экологическим ожиданием общества с помощью голословной рекламы, практика показывает, что такой путь малоэффективен. Гораздо убедительней выглядит прозрачность производственного процесса. Компания, работающая по законам экологического маркетинга и менеджмента делает упор на такие моменты, как рациональность использования природного топлива, налаженный процесс переработки отходов, внедрение и вложение средств в разработку новых ресурсосберегающих технологий и т.д.
Если во второй половине прошлого столетия природоохранные затраты воспринимались производителями как необходимые – с одной стороны, но с другой – очень нежелательные меры, то сегодня следование принципам экологического маркетинга и менеджмента из фактора риска превратилось в залог стабильного развития.
Процесс выбора модели природоохранной концепции для каждого предприятия должен завершиться введением определенных процедур и процессов, связанных с экологическими аспектами. Необходимо определить четкий круг обязанностей, в рамках обеспечения общей экологизации производственного процесса. Внедрение экологического менеджмента на предприятии призвано уменьшить нагрузку предприятия на окружающую среду. Задача не простая, ее решение требует комплексного подхода: необходимо изменить производственную технологию, внедрить ресурсосберегающие технологии (что позволит сократить потерю сырья, энергии), продумать систему утилизации отходов и т.д.