Как и во всех остальных отраслях, система менеджмента качества в электроэнергетике разрабатывается и внедряется в полном соответствии с международными и отечественными стандартами, нормами и правилами. Следует заметить, что в ходе проводимой реформы в электроэнергетике России подверглась существенным изменениям практически вся структура энергетической отрасли, что создало предпосылки для образования конкурентного рынка, в котором стоимость электроэнергии уже не устанавливается государством, а регулируется исходя из существующего спроса и предложения, а все участники рынка — предприятия электроэнергетики — конкурируют в этой отрасли, стараясь снизить свои расходы.
Появление на рынке новых энергетических компаний, начало их функционирования, налаживание внешних и внутренних взаимосвязей, а также необходимость построения качественной системы управления, создают благоприятную ситуацию для того, чтобы начать работы по проектированию и внедрению эффективной системы менеджмента качества в электроэнергетике. Дальнейшее развитие энергетической отрасли требует от всех предприятий эффективных технологий и систем управления, которые бы помогали улучшать их производственную деятельность и способствовать повышению удовлетворенности конечного потребителя.
Современная модель управления, на которой основана система менеджмента качества в электроэнергетике, базируется на международном стандарте ISO 9001. Хочется отметить, что это очень эффективный инструмент, который можно использовать для достижения главной задачи любого предприятия — максимального удовлетворения потребителей путем производства продукции только высокого качества.
Внедрение на предприятиях электроэнергетики такой СМК можно считать хорошим средством, с помощью которого можно качественно реализовать стратегию развития организации, которая нацелена на:
- обеспечение лидирующих позиций компаний электроэнергетики в повышении производственно-технического потенциала Российской Федерации;
- дальнейшее повышение потенциала предприятий электроэнергетической отрасли;
- повышение безопасности, надежности и стабильности снабжения потребителей электроэнергией, а в перспективе — снижение ее стоимости.
В таких жестких условиях конкуренции аккредитованная сертификация системы менеджмента качества предприятия на соответствие требованиям стандарта ISO 9001 предоставит хорошую возможность компании повысить свой имидж на рынке, встать на один уровень с ведущими поставщиками энергетической отрасли и организаций энергоснабжения, улучшить эффективность и взаимодействие всех участников цепочки и максимально заинтересовать потребителей.
И только грамотное управление всеми производственными процессами и разработка системы менеджмента качества в сочетании с учетом особенностей выпускаемого продукта позволят организациям, работающим в сфере электроэнергетики, эффективно осуществлять свою производственную деятельность, ориентируясь при этом на потребителя.
Для того чтобы система менеджмента качества в электроэнергетике не превратилась в простую формальность и напрасную трату денег, предприятиям следует обеспечить выполнение целого ряда важных задач, связанных с менеджментом:
- В полной мере обеспечить масштабируемость и устойчивость всего энергетического бизнеса, стабильно высокое качество электроэнергии.
- Улучшить эффективность энергоснабжения потребителей посредством снижения не только технологических затрат, но также и управленческих, для чего требуется эффективная система менеджмента.
- Добиться оптимальных объемов поставок электроэнергии и требуемого энергетического оборудования.
- Повысить безаварийность, надежность и качество работы всего оборудования в электроэнергетике.
- Приобретать и вводить в эксплуатацию современное технологическое оборудование, а также разрабатывать новые технологии производства электроэнергии.
- Предупреждать возможность появления некачественной энергии.
- Повысить конкурентоспособность продукции и качество предлагаемых услуг.