Цель руководства ISO 26000 | ГОСТ Р ИСО 26000
Стандарт ISO 26000 «Руководство по социальной ответственности» предназначен для того, чтобы помочь организациям внести вклад в устойчивое развитие. Он предназначен для того, чтобы предложить им не ограничиваться соблюдением законодательства, признавая, что соблюдение законодательства является фундаментальной обязанностью любой организации и неотъемлемой частью ее социальной ответственности. Данный стандарт не является стандартом системы менеджмента. Он не предназначен и не подходит для целей сертификации, обязательного или контрактного применения.
Целью стандарта ISO 26000 является обеспечение взаимопонимания в области социальной ответственности и дополнение других инструментов и инициатив в области социальной ответственности, но не замена их.
Нормативные документы серии ISO 26000 | ГОСТ Р ИСО 26000
- ISO 26000-2010. Руководство по социальной ответственности. GUIDANCE ON SOCIAL RESPONSIBILITY
- ГОСТ Р ИСО 26000-2012. Руководство по социальной ответственности.
При внедрении ISO 26000-2010 / ГОСТ Р ИСО 26000-2012 необходимо учитывать следующие документы:
- Всеобщая декларация прав человека (1948)
- Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (1965)
- Международный пакт о гражданских и политических правах (1966)
- Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966)
- Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (1979)
- Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1984)
- Конвенция о правах ребенка (1989)
- Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей (1990)
Рекомендации стандарта ISO 26000 | ГОСТ Р ИСО 26000
Данный стандарт не содержит требований, и поэтому слово «должен» (shall), которое указывает на требования в языке ИСО, в нем не используется. Рекомендации используют слово «следует» (should). В некоторых странах определенные рекомендации ИСО 26000 включены в законодательство и поэтому юридически обязательны.
Настоящий стандарт дает руководство для всех типов организаций по:
- концепциям, терминам и определениям, относящимся к социальной ответственности;
- предпосылкам, тенденциям и характеристикам социальной ответственности;
- принципам и практикам, относящимся к социальной ответственности;
- основным темам и проблемам социальной ответственности;
- интеграции, внедрению и распространению социально ответственного поведения в самой организации и, посредством ее политики и практик, в рамках ее сферы влияния;
- идентификации заинтересованных сторон и взаимодействию с ними;
- обмену информацией относительно обязательств и результативности, а также иной информацией в области социальной ответственности.
Стандарт ISO 26000 использует только рекомендации и касается таких аспектов социальной ответственности, как:
- подотчетность;
- прозрачность;
- этичное поведение;
- уважение интересов заинтересованных сторон;
- соблюдение верховенства закона;
- соблюдение международных норм поведения;
- соблюдение прав человека;
- признание социальной ответственности;
- выявление заинтересованных сторон и взаимодействие с ними;
- организационное управление;
- права человека;
- трудовые практики;
- окружающая среда;
- добросовестные деловые практики;
- проблемы, связанные с потребителями;
- участие в [жизни] сообществ и их развитие.
Область применения стандарта ISO 26000 | ГОСТ Р ИСО 26000
Стандарт ISO 26000 дает руководство для всех типов организаций, независимо от их размера и местоположения. При этом рекомендуется учитывать социальное, экологическое, юридическое, культурное, политическое и организационное разнообразие, а также различия в экономических условиях, согласуясь с международными нормами поведения. Стандарт не предназначен для того, чтобы соответствовать требованиям ВТО, и не дает оснований для юридических жалоб или других заявлений в любых международных, национальных или иных судебных процессах.
Какие компании внедряют стандарт ISO 26000 | ГОСТ Р ИСО 26000
- Организации, нуждающиеся в демонстрации определенного уровня своей социальной ответственности, отвечающего требованиям заинтересованных сторон и действующим законодательным и нормативным требованиям
- Компании, работающие на международном рынке, по требованиям контрагентов
- Организации, стремящиеся обеспечить долгосрочное устойчивое развитие
Внутренние и внешние выгоды внедрения стандарта ISO 26000 | ГОСТ Р ИСО 26000
Внутренние выгоды внедрения стандарта ISO 26000
- Результативное и эффективное использование устоявшихся практик социальной ответственности
- Поддержание морального состояния, вовлеченности и производительности работников
- Повышение способности привлекать и удерживать сотрудников и клиентов
Внешние выгоды внедрения стандарта ISO 26000
- Улучшение репутации и увеличение конкурентных преимуществ
- Повышение доверия инвесторов, владельцев, доноров, спонсоров и финансового сообщества
- Улучшение имиджа во взаимоотношениях с компаниями, правительствами, средствами массовой информации, поставщиками, организациями-аналогами, клиентами и сообществом
- Дополнительные преимущества при участии в важных тендерах