Если главной целью предпринимательской деятельности является получение прибыли, то роль качества в достижении этой цели – приоритетна. Система качества – это, прежде всего, такой способ организации дела на предприятии, который позволяет поставлять потребителю продукцию, которая отвечает его требованиям. Термин «система качества» означает совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для осуществления общего руководства качеством на всех этапах его формирования.
Для потребителя система качества предприятия является аргументом доверия к этому предприятию, гарантом того, что он получит ту продукцию, которая действительно ему необходима. Многие специалисты считают, что сертификат соответствия на систему обеспечения качества дает фирме немало выгод и преимуществ. Он доказывает надежность партнера по бизнесу, в том числе и в отношениях с банками, которые охотнее предоставляют кредиты фирмам, чья система качества сертифицирована.
Соответствующее решение задач, которые связаны с внутренней и внешней средой – это сложный процесс, в котором заключается характер деятельности каждой бизнес-структуры. Производство продукции, оказание различных работ или услуг, сотрудники и денежные средства предприятия требуют от руководителя четкого контроля и концентрации ресурсов. В условиях, которые постоянно меняются, очень эффективно действует система управления предприятием, включающая в себя цели и задачи только вашей фирмы. Это помощник, которого невозможно заменить, и который очень быстро составляет структуру и анализ происходящих бизнес-процессов.
Актуальность внедрения современных СМК в производстве зависит от тех процессов, которые являются ведущими в теперешней экономике, переходящей на высокий уровень рынков сбыта и противостоящей интеграции с мировой практикой. Именно поэтому предприятия России будут сталкиваться с возрастающей конкуренцией.
Одним из общепризнанных способов повышения качества продукции, работ, услуг и конкурентоспособности по всему миру являются СМК (системы менеджмента качества), которые основаны на применении международных стандартов ИСО 9000 версии 2015 года. Эти стандарты признаны в рыночной экономике, а их главное достоинство заключается в том, что они позволяют ориентировать всю систему управления на потребителя и другие заинтересованные компании. Помимо этого, они включают в себя менеджмент ресурсов и особый подход к процессу, определяют лидерство руководителя и предусматривают заинтересованность рабочего персонала в деятельности данного предприятия. Все эти требования разрабатывались и проверялись мировой практикой. Сейчас актуальность внедрения СМК завоевала весь мир (США, Япония, Китай, Казахстан, Австралия и др.). Исследования показало, что по всему миру зарегистрировано сотни тысяч компаний, которые используют СМК. Но, исходя из опыта нашего постоянного общения с компаниями, мы увидели, что сотрудники и руководители среднего звена и высшего руководства иногда не понимают значение и необходимость внедрения и сертификации СМК в своих компаниях. Совместно с этим работу с СМК все равно следует начинать. Для начала необходимо обучить работников всем принципам, по которым работает система, основанным на требованиях стандартов ИСО 9000 версии 2015 года.
Главным является то, что СМК не может быть насильно внедрена на предприятия. Она должна формироваться руководителем конкретного предприятия и только при подключении и поддержке всех сотрудников. Внедрению СМК способствуют и органы власти и управления с помощью систем льготного кредитования, используя различные условия получения муниципального или государственного заказа для предприятий, имеющих СМК.
Для чего внедряется Система Менеджмента Качества (СМК):
- для улучшения координации работы и повышения производительности;
- для определения целей и ориентации деятельности на ожидание потребителей;
- для предоставления покупателям и потенциальным заказчикам доказательство возможностей, которыми обладает компания;
- для достижения и поддержания уровня качества продукции и услуг;
- для достижения уверенности руководства в том, что намеченный уровень качества поддерживается;
- как основа для сертификации продукции и услуг;
- для повышения конкурентоспособности предприятия.
В результате внедрения СМК на предприятии достигается:
- высокая эффективность производства за счет сокращения дублирующих процессов;
- высокий уровень качества продукции и услуг за счет контроля и соблюдения требований в течение всего цикла работ;
- снижение затрат путем сокращения потерь, рекламаций и брака;
- уверенность в правильности выполнения работ;
- высокий уровень культуры производства;
- высокий уровень конкурентоспособности.
Говоря об актуальности внедрения СМК, стоит отметить, что если несколько лет назад сертификаты соответствия международным стандартам серий ISO 9000, ISO 14000, ISO 45001 (OHSAS 18001), ИСМ были характерны только для так называемых «конгломератов» и корпораций, то сегодня сертификация обращена, прежде всего, к малому и среднему бизнесу.
Разработка и внедрение систем менеджмента – это процесс, который занимает большое количество времени и требует непосредственного участия сотрудников компании и первых лиц.