Все больше руководителей частных и государственных компаний понимают целесообразность внедрения СМК и ее дальнейшей сертификации. В связи с этим на первое место выходит анализ результативности системы менеджмента качества и повышение ее эффективности. Естественно, что для проведения качественного анализа необходимо иметь определенную систему параметров, для разработки которой может потребоваться время.
Во многом это связано с высоким уровнем взаимозависимости, казалось бы, совершенно разных параметров – даже небольшое изменение одного показателя сразу же влечет за собой изменение другого, и еще хорошо, если только одного, а то может быть и нескольких. Вследствие этого при выполнении анализа результативности порой бывает сложно выделить самый важный критерий. Кроме того, на проведение анализа огромное влияние оказывает и сфера деятельности самого предприятия.
В ходе проведения анализа результативности системы менеджмента качества необходимо учитывать следующие показатели:
- Увеличение объемов производимой продукции, увеличение объемов продаж, а также повышение общей производительности и рентабельности предприятия.
- Снижение потерь вследствие выпуска бракованной продукции, уменьшение потерь рабочего времени, а также увеличение финансирования на обучение и мотивацию сотрудников.
- Увеличение финансирования на обеспечение качества.
- Поиск новых потребителей, партнеров и поставщиков, увеличение количества посредников.
- Повышение эффективности управления технологическими процессами.
- Улучшение социальной защиты сотрудников.
Анализ результативности системы менеджмента качества не ограничивается только теми параметрами, которые перечислены выше, так же как и не предписывает обязательный учет их всех. Причины здесь самые разные.
Данный перечень показателей далеко не полный, а в полном многие из них дублируют друг друга. Они практически одинаковые и разница заключается лишь в характере, например, один может быть относительным, а другой — абсолютным. Например, повышение производительности труда и аналогичный – уменьшение потерь рабочего времени. Второй показатель можно назвать частным, поскольку очевидно, что уменьшение потерь рабочего времени позволит существенно повысить производительность.
Кроме того, при проведении анализа стало понятно, что многие параметры определяют лишь частные процессы в функционировании отдельных подразделений или служб организации. Например, некоторые выделяют при анализе такой критерий, как увеличение количества посредников. Это не совсем правильно, поскольку характеризует всего лишь сеть сбыта компании, формирование новых каналов или расширение существующих. Следовательно, данный критерий может служить лишь как иллюстрация повышения эффективности одной отдельно взятой функции, но не являться подтверждением общей результативности системы менеджмента качества.
Для проведения объективного анализа результативности СМК все критерии нужно классифицировать по определенным группам, характеризующих:
- Качество производства и труда.
- Экономическую эффективность организации.
- Научно-техническое развитие компании.
- Степень удовлетворенности потребителей.
- Улучшение работы в области качества.
- Социальные и экологические аспекты.
Но проведенный анализ результативности системы менеджмента качества не характеризует высокую эффективность самой СМК, поскольку ее оценка осуществляется по специально разработанной методике.