Анализ СМК со стороны руководства на предприятиях проводится постоянно с целью обеспечения соответствия системы политике в области качества, а также требованиям ИСО 9001-2015. Пункт стандарта звучит следующим образом: «Высшее руководство должно анализировать через запланированные интервалы времени систему менеджмента качества в целях обеспечения ее постоянной пригодности, адекватности, результативности и согласованности со стратегическим направлениям организации». Анализ со стороны руководства должен включать в себя оценку возможностей инновационных улучшений и потребности в изменениях в системе менеджмента организации, в том числе, в стратегиях и целях.
Для однозначного понимания и выполнения этого требования следует установить:
- кто в организации входит в высшее руководство. Как вариант, определить это в соответствующем разделе руководства по качеству, если оно есть. Или, если организация разрабатывает методику анализа СМК, то определить там. Высшим руководством может быть генеральный директор, либо генеральный директор и его заместители. Анализ также может проводиться и каким-нибудь коллективным органом, например, неким Советом по качеству, в который входит и высшее руководство. Смысл в том, чтобы четко определить, кто именно будет проводить анализ системы, и чтобы в этот «кто-то» обязательно входило высшее руководство организации (но не обязательно только оно);
- периодичность проведения анализа. Наиболее типичный период – календарный год. Очевидно, что удобнее всего такой анализ проводить во второй половине января года, следующего за анализируемым, когда известны все годовые показатели. Опять же, установленный интервал где-то должен быть указан (например, в том же руководстве по качеству или методике анализа).
Целями анализа системы менеджмента качества являются:
- оценка правильности выбора политики в области качества и ее эффективности;
- оценка достаточности документального оформления процедур по процессам, связанным с осуществляемой деятельностью;
- оценка соответствия осуществляемой деятельности документально оформленным процедурам;
- оценка результативности внедренной системы менеджмента качества в отношении установленной политики;
- оценка соответствия осуществляемой деятельности в области подготовки членов группы ХАССП;
- совершенствование системы менеджмента качества и повышение уровня качества выполняемых работ;
- вовлечение сотрудников предприятия в повышение результативности СМК;
- создание условий для совершенствования и самореализации всеми участниками производственного процесса в интересах личности, производства и отрасли.
Анализ СМК со стороны руководства основан на систематизированной информации (данных), которая собирается по всей системе, а также на информации из разных внешних источников. Анализ СМК помогает руководителям предприятий регулярно и объективно оценивать функционирование системы и определить целесообразность и адекватность предупреждающих и корректирующих действий.
Данные для анализа системы менеджмента
Критерии анализа СМК |
Входные данные |
Статус действий, проведенных в результате предыдущего анализа со стороны руководства |
Перечень предыдущих задач со статусом их выполнения |
Изменения во внешних и внутренних вопросах, касающихся системы менеджмента качества |
Изменения контекста организации или стратегии |
Достижение целей в области качества |
Цели с указанием процента выполнения |
Оценка удовлетворенности потребителей и обратная связь от заинтересованных сторон |
Результаты мониторинга удовлетворенности потребителей в том виде, в котором компания осуществляет данный мониторинг и оценку, а также потребности и ожидания других заинтересованных сторон (из перечня заинтересованных сторон компании) |
Результативность процессов и соответствие продукции и услуг заявленным требованиям |
Оценка достижения показателей деятельности процессов |
Несоответствия и корректирующие действия |
Количество зарегистрированных несоответствий, количество закрытых несоответствий, краткое описание незакрытых несоответствий |
Результатах мониторинга и измерений |
Описание поведения показателей мониторинга и измерений |
Результаты аудитов |
Процент выполнения программы аудитов, отклонения в программе аудитов |
Оценка деятельности и производительности внешних поставщиков |
Количество новых поставщиков, количество и краткая характеристика нарушении требований договоров |
Необходимость в ресурсах |
Наименование ресурса, причина необходимости |
Результативность предпринятых действий в отношении рисков и возможностей |
Результаты переоценки вероятности наступления рисков после внедрения мер управления ими |
Возможности для улучшения |
Идеи(направления) для улучшения с кратким описанием рисков и возможностей |
Результаты анализа СМК
В результате анализа системы менеджмента качества руководство предприятия принимает решения, относящиеся к:
- повышению результативности системы менеджмента качества и ее процессов;
- улучшению производственной деятельности согласно требованиям потребителей;
- повышению удовлетворенности потребителей и заинтересованных сторон;
- выделению или перераспределению ресурсов.
Результаты анализа системы менеджмента качества со стороны руководства предприятия доводятся до сведения всех сотрудников путем размещения в общем доступе, демонстрируя, как процесс анализа со стороны руководства ведет к постановке новых целей и выработке решений.
Решения и мероприятия, запланированные по результатам анализа, являются обязательными для всего персонала предприятия.
Работники предприятия обеспечивают выполнение запланированных мероприятий. Контроль за эффективностью выполнения решений по результатам анализа системы менеджмента качества осуществляет Представитель руководства по качеству, уполномоченные по качеству.