В последнее время постоянно растет количество и разнообразие всевозможных систем менеджмента и управления, которые были разработаны в полном соответствии с требованиями международных и отечественных стандартов. Следует заметить, что такой рост систем управления охватывает практически все существующие области деятельности любого промышленного предприятия.
Сложившаяся за последние годы ситуация наглядно демонстрирует то обстоятельство, что очень часто большое количество организаций, деятельность которых распространяется на многие сферы народного хозяйства, для увеличения результативности и эффективности своей производственной деятельности объединяют требования и принципы отдельных систем менеджмента, то есть создают общую интегрированную систему. Стоит сказать, что такая интегрированная система менеджмента служит эффективным инструментом для удовлетворения ожиданий и требований не только конечных потребителей продукции, но также и других деловых партнеров и заинтересованных сторон.
Все более возрастающий рост интереса к разработке и внедрению интегрированных систем менеджмента привел к тому, что стало стремительно возрастать количество научно-практических разработок в данной области. Но, несмотря на большое количество публикуемой информации по проблеме, связанной с эффективным функционированием систем менеджмента, вопрос о проведении внутреннего аудита практически не исследован.
Аудит интегрированной системы менеджмента в соответствии с международными стандартами можно рассматривать как непременный атрибут практически любой системы менеджмента. При этом внутренний аудит является как бы специальной отдельной функцией всей системы. Если говорить обобщенно, то аудит – это способ получить объективную оценку результатов проверки для того, чтобы установить степень соответствия системы менеджмента установленным критериям. Таким образом, проведение внутреннего аудита нацелено, в первую очередь, на предоставление руководству организации фактов о том, что внедренная интегрированная система менеджмента функционирует в полном соответствии с общепринятыми нормами и стандартами.
Основных видов аудита интегрированных систем менеджмента качества два – внутренний и внешний. Внутренний (аудит первой стороны) выполняется экспертами самого предприятия, либо приглашенными сторонними специалистами. Его цель – проанализировать результативность функционирования интегрированной системы управления предприятия на соответствие ее определенным требованиям.
Внешний – аудит второй стороны – проводится, как правило, специалистами сторонней организации, во время регистрации или сертификации интегрированной системы менеджмента качества. При внедрении ИСМ различной конфигурации, руководство предприятия самостоятельно решает, каким образом лучше проводить аудит интегрированных систем, входящих в общую систему менеджмента.
Также возможен предварительный аудит и предсертификационный.
Предварительный устанавливает насколько документы, входящие в сферу деятельности компании-заказчика аудита, соответствуют правилам и насколько корректно они оформлены. К тому же проверяется соответствие разработанной документации требованиям интегрированной системы менеджмента, которую предполагается разработать и внедрить. Зачастую для проведения предварительного аудита приглашаются специалисты консалтинговой компании, с которой предприятие-заказчик в дальнейшем будет сотрудничать при внедрении ИСМ. Специалисты, проводящие аудит, должны обладать соответствующей квалификацией и иметь большой опыт работы.
Предварительный аудит проводится по специально разработанной программе и в строго оговоренные сроки. По результатам проверки составляется отчет установленного образца и передается заказчику.
Предсертификационный аудит интегрированной системы менеджмента определяет соответствие имеющихся на предприятии-заказчике систем менеджмента требованиям стандартов международной и отечественной систем сертификаций. Проводиться он может как специалистами самого заказчика, так и приглашенными аудиторами консалтинговых компаний, либо представителями органов по сертификации, которые выдают аудиторское заключение. Данный аудит проводится с целью проведения анализа готовности предприятия к сертификационному аудиту.
Практика осуществления внутреннего аудита на предприятиях наглядно демонстрирует, что в таких проверках заложен огромный потенциал, что, в свою очередь, может быть мощным инструментом значительного повышения эффективности деятельности организации. То, какой объем доходов и какую выгоду принесет организации проведение внутреннего аудита, в большой степени зависит от тех требований, которые руководство организации выдвигает перед группой проведения внутреннего аудита.
Примечательно, что в последнее время для высших руководителей организации очень важным моментом деятельности является решение вопросов по снижению различных рисков, которые напрямую связаны с их производственной и коммерческой деятельностью. Таким средством, которое в полной мере может поспособствовать решению данного вопроса, может стать проведение внутренних аудитов системы менеджмента, при этом учитывая возможные бизнес-риски организации. Понимание рисков, системный подход к их анализу и оценке, а также их поддержание на наиболее оптимальном уровне – вот важные аспекты любой интегрированной системы менеджмента.
По традиции аудит интегрированной системы менеджмента осуществляется с учетом важности и статусов производственных процессов, а также видов деятельности организации, которые реализуются в интегрированной системе менеджмента. Однако стоит заметить, что такой подход не в полной мере учитывает возможные риски, которые присущи любому виду бизнеса. Кроме того, не полностью охватываются те области деятельности, в которых риск невыполнения требований может быть довольно высоким.