Любая деятельность компании, которая поддается измерению, может осуществить на своем предприятии бенчмаркинг бизнес процессов. Практика говорит о том, что многие организации начинают процесс бенчмаркинга бизнес процессов с тех областей деятельности, которые важны для поддержания организации в конкурентоспособном состоянии. В основном у организаций существует список целей, на основе которых и осуществляется фокусировка на первоочередных улучшениях. Во главе списка обычно стоит удовлетворенность покупателей с необходимостью снижения всех производственных издержек при помощи перехода к низким затратам на производственные операции. Именно решения в этих областях и составляют предметы будущего бенчмаркинга бизнес процессов, проведение которого тесно сопряжено с внедрением системы менеджмента качества. Но такие формулировки предметов исследования слишком глобальные и не могут быть точно измерены и оценены. И это является причиной более детального структурирования последних. Если точно будет определено, что нужно измерить, то информация о компании-партнере будет полезнее, ведь она собрана для сравнительного анализа, к примеру, данные о числе жалоб покупателей и о числе случаев гарантийного ремонта.
К самым распространенным объектам бенчмаркинг бизнес процессов относятся: уровень запасов, число отходов и уровень брака, а также незавершенное производство. Для того, чтобы эффективно работать в этих сферах, нужно иметь полную информацию об уровне издержек абсолютно по каждому процессу, а также причины их возникновения. Поэтому в процессе создания интегрированной системы менеджмента использование универсальных моделей на практике не дает желаемых результатов. Нужен тщательный анализ всех протекающих реально процессов. Только с его помощью можно получить обоснованные ответы на вопросы, ради которых реализуется бенчмаркинг бизнес процессов.
Нужно также помнить о том, что при выборе конкретного предмета бенчмаркинга бизнес процессов, ударение ставится на первом вопросе – куда мы хотим прийти? Ведь именно здесь возникают многие ошибки. Когда уже будут проанализированы все процессы бенчмаркинга, ответить на вопрос «Где мы сейчас?» не составит труда. После этого станет ясно, в каких именно областях нужно проводить бенчмаркинг бизнес процессов. Очень важно осознавать, что предмет бенчмаркинга определяется областями, которые кажутся организациям жизненно важными, а также текущими требованиями рынка.
Сегодня, кроме стратегического и продуктового, выделяют четыре вида бенчмаркинга бизнес процессов, и у каждого из них существуют свои плюсы и минусы.
Внутренний бенчмаркинг бизнес процессов. Он предполагает проведение сравнений между разными подразделениями в организации. Такой тип бенчмаркинга бизнес процессов получил наибольшее распространение за счет простоты сбора информации, которая необходима для детального и тщательного сравнения.
Бенчмаркинг бизнес процессов с конкурентом. Технология проведения этого типа бенчмаркинга сложнее. Основная проблема заключается в конфиденциальности необходимой информации. В основном, та информация, которая возможно получена и уже использована, не охватывает полностью протекающие процессы. За последние годы ситуация изменилась и компании охотно обмениваются информацией такого рода в интересах высокого уровня производства.
Функциональный бенчмаркинг – это проведение сравнений с организациями, которые осуществляют функциональную деятельность и в ее улучшении заинтересована компания. Например, транспортировка, хранение и обслуживание, оценка работы по KPI
Общий бенчмаркинг – самый сложный и трудно реализуемый вид, который позволяет сравнить бизнес-процессы, которые протекают в организации и относятся к различным отраслям промышленности. При помощи данного вида можно улучшить внутриорганизационные вопросы.