Стандарты серии ISO 9000, а именно стандарт ISO 9001 "Системы менеджмента качества. Требования" прекрасно подходит для сертификации систем менеджмента качества любых компаний и уже давно признан эталонным сводом требований, соответствие которым непременно ведет к стабильности качества производимых товаров и предоставляемых услуг.
Соблюдение компанией требований международных стандартов дает потребителю гарантию того, что товары и услуги оказываются на необходимом уровне и предприятие, которое следует таким стандартам, оказывается в «выигрыше» среди своих конкурентов. Потребители чаще всего «голосуют» за них, предпочитая приобретать товары и услуги у таких производителей. Наличие сертифицированной системы менеджмента качества позволяет также:
- повысить производительность;
- создать выгодный имидж в глазах партнеров, покупателей и инвесторов на мировом рынке;
- участвовать в государственных, муниципальных или городских заказах, тем самым побеждая конкурентов;
- получать кредиты на льготных условиях, и, как следствие, повышать объемы выпускаемой продукции.
Полученный при этом сертификат распространяется не только на главную компанию, но и на все ее подразделения, филиалы и дочерние организации включенные в область применения системы менеджмента качества. Само понятие сертификации объединяет в себе действия третьей, независимой от потребителя или производителя стороны, которые подтверждают соответствие системы менеджмента качества, а значит и производимого товара или оказываемой услуги российским или международным стандартам, а также иным нормативным документам, таким как ТУ (технические условия).
Сертификация системы качества – это проверка системы менеджмента качества организации третьей - независимой стороной, которой является орган по сертификации. Если проверка имеет положительный результат, то проверяющий орган выдает сертификат соответствия требованиям международного стандарта. Наиболее популярным международным стандартом по системам менеджмента качества, является ISO/ИСО 9001:2015.
Прежде чем проходить процедуру сертификации, организации следует к ней подготовиться.
Сама сертификация не займет много времени. Если при построении системы менеджмента качества на основе ИСО 9001 реализованы не все требования стандарта ИСО 9001:2015, то выходить на сертификацию не рекомендуется. Попытку предпринять можно, но результат будет отрицательным, а финансовые и временные ресурсы будут потрачены впустую.
Подготовка к сертификации – процесс продолжительный и зависит от многих факторов, компетенций сотрудников, выделенных ресурсов, размера компании и т.д. В подготовке к сертификации организация определяет и внедряет процессы и процедуры для того, чтобы реализовать все требования стандарта ИСО 9001:2015, т.е. подготовка к сертификации включает в себя все этапы по разработке и внедрению системы менеджмента качества.
На данный момент сертификация системы менеджмента качества является процедурой добровольной, организация сама принимает решение о необходимости проведения сертификации и выборе органа по сертификации.
Принято считать, что сертификация системы менеджмента качества организации проводится в три этапа:
- Первый этап – организация предоставляет документацию системы менеджмента качества в проверяющий орган. Орган по сертификации проверяет документацию организации и выясняет на сколько она соответствует всем требованиям, указанным в тематическом стандарте ISO/ИСО 9001:2015.
- Второй этап – сертификационный орган проводит аудит системы менеджмента качества организации. Аудиторы органа по сертификации приезжают на предприятие и на месте проверяют, на сколько соответствует документация реальной деятельности предприятия. Также проверяется результативность и эффективность работы системы качества.
- Третий этап – на основе результатов аудита принимается решение о выдаче сертификата соответствия. Орган по сертификации анализирует результаты аудита и в случае положительных результатов принимает решение о выдаче сертификата. Стоит отметить, что в большинстве случаев орган по сертификации выявляет некоторые несоответствия и дает время предприятию на их устранение. Предприятие должно устранить замечания и предоставить подтверждение устранения несоответствий органу по сертификации.
Представленный порядок и состав этапов является общим для сертификации систем качества как Международными органами по сертификации, так и Российскими. В зависимости от конкретной ситуации или некоторых особенностей порядок может меняться. Все это подлежит согласованию между аудируемой стороной и стороной, которая проводит аудит.
Если компания подтвердила соответствие своей системы менеджмента качества требованиям международного стандарта, орган по сертификации выдает сертификат на систему качества. Как правило, действие сертификата составляет 3 года. Необходимо подтверждать соответствие системы менеджмента качества требованиям в течение всего его срока действия сертификата. Для подтверждения орган по сертификации проводит надзорные аудиты. Как правило, периодичность таких аудитов составляет один раз в год. Конкретные сроки действия сертификата и периодичность надзорных аудитов устанавливаются правилами системы сертификации, в которой аккредитован орган по сертификации.