Инновация служит объектом воздействия со стороны хозяйственного механизма, влияющего на процессы создания, осуществления и продвижения инноваций, и на экономические отношения, которые возникают между продавцами и покупателями.
Инновации можно разделить на технологические, продуктовые, организационно-распорядительные. Организационно-распорядительные инновации почти во всех случаях имеют место при внедрении как технологических, так и продуктовых инноваций.
Также существует классификация по таким признакам как преемственность, степень новизны, распространенность и др.
Влияние хозяйственного механизма на инновационную деятельность осуществляется определенными приемами и особыми стратегиями управления в системе менеджмента. Вместе эти приемы и стратегии представляют собой инновации в системе менеджмента.
Задачами такой системы менеджмента являются:
- Планирование деятельности организации в сфере strong>инноваций в системе менеджмента. Формулируется миссия, то есть деятельность организации направляется на инновации;
- Организация деятельности в сфере нововведений;
- Мотивирование участников этой деятельности;
- Систематическое оценивание результатов.
Инновационный менеджмент заключается в стратегии и тактике управления. Стратегия решает общее направление и методы применения средств для достижения определенных целей. Тактика представляет собой конкретные методы для достижения определенных целей в заданных условиях.
Объектами управления и разработки в системе менеджмента являются инновационный процесс и экономические отношения между покупателями и продавцами.Функции инновационного менеджмента могут быть двух типов: функции субъекта управления и объекта управления. К первым относятся прогнозирование, планирование, организация, регулирование, координация, стимулирование и контроль. Ко вторым – рисковое вложение капитала, организация инновационного процесса и продвижение инноваций на рынке.
Организация инновационного менеджмента – это система мер, которые направлены на идеальное сочетание всех его элементов в процессе контроля над нововведениями.
Элементами такого процесса служат предметы и орудия труда и технологии инновационной системы менеджмента качества. Орудиями труда являются всевозможные технические средства. Например, аппараты, которые предназначены для сбора, хранения, анализа и передачи информации. Предметом является командная информация. Технологией является совокупность методов реализации информационного продукта.
Организация инновационного менеджмента объединяет в одну систему функционирования, перечисленные выше элементы.
Первым этапом инноваций в системе менеджмента является инновационный процесс, который служит фундаментом прочности и от него зависит эффективность использования приемов системы менеджмента.
Второй этап – определение цели управления. Целью может служить привлечение денежных средств, прибыль, увеличение сегмента рынка и др.
Одним из важных этапов является выбор стратегии управления инновациями. От верного выбора стратегии зависит выбор приемов управления инновациями. Обычно при выборе стратегии используют определенный стереотип, складывающийся из опыта и имеющихся знаний, полученной информации, результатов оценки этой информации.
Еще одним немаловажным этапом является разработка программы управления нововведениями и организация деятельности по выполнению работы. Программа управления представляет собой комплекс действий исполнителей, который согласован по срокам, результатам и финансовому обеспечению, для выполнения определенных целей.
Также система инновационного руководства включает в себя контролирование выполнения намеченной программы, анализирование и оценивание эффективности приемов управления инновациями и корректирование приемов менеджмента инноваций.
В настоящее время инновационное управление представляет собой образование в крупных организациях единых научно-технических комплексов, которые объединяют в один процесс производство и исследование.