В последние годы все более популярным среди различных организаций становится вопрос построения интегрированных систем управления. Все больше организаций, разработав и сертифицировав систему управления качеством, определяют построение интегрированной системы управления как следующий шаг в усовершенствовании своей деятельности.
Интегрированные системы управления предприятием – это системы, сочетающие в себе несколько стандартов менеджмента. Созданием, разработкой и внедрением интегрированных систем занимаются специалисты по менеджменту и консалтинговые компании.
Эффективная организация бизнес-процессов и системы менеджмента бизнеса – залог успешной деятельности современного предприятия. Рынок предъявляет серьезные требования к российским предприятиям и эффективное управление является одним из ключевых. В этих условиях руководитель предприятия должен выбрать не только правильные стратегические цели развития и определить ключевые конкурентные преимущества, но и выбрать такие системы и технологии управления, которые максимально обеспечивают эффективную деятельность в условиях современного менеджмента, примером которого служат интегрированные системы управления организацией или предприятием.
-
Интегрированным системам менеджмента, как современной модели управления предприятием, свойственны следующие черты, без которых и немыслимо сегодняшнее передовое предприятие:
- Учетом свободного перемещения финансовых и трудовых ресурсов ввиду глобализации;
- Системным подходом;
- Ситуационным принципом управления;
- Формированием организационной культуры;
- Механизацией, автоматизацией и информатизацией производственных процессов управления;
- Демократизацией управления;
- Интернационализацией менеджмента.
Использование только отечественных стандартов в области качества недостаточно для конкурентоспособности не только на мировом рынке, но и в собственном сегменте отечественного рынка.
Интегрированные системы управления предприятием или интегрированные системы менеджмента создаются на основе следующих предпосылок:
- Необходимость улучшения внутренних процессов производства для повышения эффективности бизнеса.
- Стандарт ISO 9001:2015 не всегда достаточен, и некоторые стороны деятельности предприятия им не охватываются – охрана окружающей среды, охрана труда и безопасности, социальной ответственности и другие.
Стоит придерживаться типовых этапов создания интегрированной системы менеджмента (ИСМ), рекомендуемые и в научных публикациях, и в предложениях консалтинговых компаний:
- Инициирование работ по созданию ИСМ.
- Проведение оценочного аудита на соответствие требованиям стандартов систем менеджмента.
- Планирование и проведение обучающих мероприятий требованиям ИСМ.
- Планирование работ по проекту создания ИСМ.
- Разработка ИСМ (на основе процессного подхода и цикла PDCA).
- Внедрение ИСМ.
- Анализ результативности ИСМ и заключительная оценка.
- Сертификация ИСМ.
Наиболее верным решением для эффективной работы предприятия является стратегия управления рисками, не только в отношении качества, но и в отношении окружающей среды (стандарт ИСО 14001), персонала (ISO 45001 - в прошлом OHSAS 18001), социальной ответственности (SA 8000). Любое событие, содержащее опасность для процессов предприятия, расценивается с точки зрения рисков в области качества, экологии, безопасности людей и охраны труда. Помимо названных аспектов деятельности предприятия на Западе внедряются также системы управления рисками, ценностями, знаниями, информационный менеджмент. Используя такой подход, процессы классифицируют по уровню риска и выбирают адекватные меры, которые учтут требования всех заинтересованных сторон. В этом заключается цель создания интегрированной системы управления предприятием.
Интеграция систем управления происходит на основе процессных моделей. В России, как правило, интегрированные системы управления предприятием строятся на базе СМК по ИСО 9001 - 2015 и ИСО 9004 – 2019. К ним присоединяют системы экологического менеджмента ИСО 14001, систему управления условиями труда и техникой безопасности ИСО 45001 или ГОСТ Р 12.0.006 – 2002 (аналог OHSAS 18001) и систему социальной ответственности SA 8000. Нормативной базой для создания интегрированных систем управления предприятиями может служить Руководство по ИСО 72 "Общие элементы систем менеджмента", где определяются те элементы системы менеджмента, которым интеграция особенно идет на пользу.
-
От создания интегрированных систем управления предприятием выигрывают следующие элементы:
- единая политика предприятия или организации;
- оптимизация использование ресурсов;
- комплексность мер оперативного контроля и управления документацией;
- общие информационные системы;
- общая система подготовки и обучения персонала;
- организационная структура и подотчётность;
- системы мониторинга;
- общие аудит и отчётность.
Таким образом, на сегодняшний день существуют весьма объективные внешние предпосылки для активного использования на российских предприятиях инструментов совершенствования управления на основе международных стандартов. Организация системного менеджмента приведёт к распространению передового опыта управления, сосредоточенного в соответствующих международных стандартах и в российской бизнес-среде.