Комплексная система управления качеством продукции — это совокупность множества мероприятий, куда входят научно-технические, социально-экономические, производственные мероприятия, средства и методы, направленные на то, чтобы максимально улучшить качество производимой продукции, чтобы повысить эффективность производства. Данная система является неотъемлемой составной частью комплексной системы управления предприятиями на территории СНГ. Управление данной системой осуществляется посредством информационных и материально-технических средств соответствующими органами и управляющими объектами. Такая комплексная система создана для обеспечения управления качеством продукции практически на всех стадиях производства — от разработки и изготовления и до потребления и обращения.
При этом, во время проектирования комплексной СМК необходимо сформировать такой уровень качества продукции, который бы в полной мере соответствовал бы всем достижениям современного научно-технического прогресса. Еще на начальной стадии производства продукции нужно достигнуть высокого уровня качества, и увеличивать его в дальнейшем производстве. После выпуска продукции, во время ее обращения и потребления необходимо обеспечить ее сохранность при хранении на складах, а также при транспортировке потребителям.
Комплексная система управления качеством продукции реализует такие основные функции:
1. Планирование и прогнозирование насущных потребностей, качества продукции и технического уровня.
2. Нормирование требований, предъявляемых к качеству выпускаемой продукции.
3. Организация технических средств для производства, его материально-техническое и метрологическое обеспечение.
4. Специальная подготовка персонала, его стимулирование на повышение уровня качества продукции.
5. Государственный и ведомственный контроль качества на всех стадиях производственного процесса.
6. Комплексное информационное и правовое обеспечение.
Следует отметить, что вышеперечисленные функции отражены в государственных, отраслевых и республиканских стандартах, а также в технических условиях и стандартах предприятий. При внедрении комплексной системы менеджмента качества продукции на отдельно взятом предприятии, довольно важное значение имеют существующие стандарты предприятия, использование которых в состоянии обеспечить оперативное применение прогрессивных достижений в плане науки и техники, общего управления производством и качеством выпускаемой продукции. При этом удается согласовать требования отраслевых и государственных нормативно-технических документов относительно управления качеством.
В комплексную систему управления качеством продукции включаются все службы и структурные подразделения предприятия, а его общая организационная структура должна быть разработана таким образом, чтобы в обязанности конкретного должностного лица были включены решения вопросов относительно управления качеством продукции. При этом координация всех действий осуществляется координационно-рабочей группой комплексной системы управления, куда входят ведущие специалисты организации.
Комплексная система управления качеством продукции должна разрабатываться таким образом, чтобы в ней была предусмотрена возможность совершенствования в дальнейшей работе, после изучения требований конечных потребителей к качеству продукции и на основании данных, полученных в результате научно-технических прогнозов развития современных технологий в определенной отрасли промышленности. При этом очень важно опираться на достижения передового опыта в остальных отраслях отечественных и зарубежных предприятий, своевременно внедрять последние достижения научно-технического прогресса в сферы управления производством.