Консалтинг в современное время является одним из развивающихся видов бизнеса.
Консалтинг в системе менеджмента совершенствуется и развивается в зависимости от требований современности, которые возникают в связи с усложнением управления в условиях динамичной окружающей среды, конкуренции, невозможности выжить и развиваться бизнесу без привлечения дополнительных специалистов, которые помогают анализировать сложившуюся ситуацию и решать возникающие проблемы.
Консалтинговый бизнес основывается на взаимоотношениях консультантов и клиентов. Клиентами консалтинговых организаций являются юридические и физические лица, зарубежные и российские фирмы, внебюджетные и бюджетные организации. Консультантами являются специализированные компании и отдельные специалисты.
Деятельность консультантов охватывает разнообразные отрасли производства и торговли.
Консалтинговые консультанты выполняют следующие услуги:
- консультирование в сфере общего управления;
- консультирование в сфере административного управления;
- консультирование в сфере финансового управления;
- консультирование в сфере маркетинга;
- консультирование в сфере производства;
- консультирование в сфере информационных технологий;
- специализированные услуги, не относящиеся к вышеперечисленным.
Консалтинг в системе менеджмента призван выполнять ряд функций:
- системный аудит;
- решение управленческих задач;
- введение в практическое действие последних достижений в сфере управления;
- повышение квалификации специалистов и качества управления;
- помощь в реализации требований международных стандартов.
Причины, по которым клиент может обратиться в консалтинговую фирму, следующие:
- консалтинговая фирма может выполнить работу качественнее и быстрее;
- консалтинговая фирма четко ориентируется на решение конкретной проблемы;
- наличие специальных инструментов по решению проблем, которыми зачастую обладает консалтинговая компания.
Обмен опытом между клиентом и консалтинговой фирмой способствует выработке новых стратегий СМК организации-клиента и направлений развития для самой консалтинговой компании. Каждая специализация консалтинга имеет свой жизненный цикл, в связи с чем требуется постоянное поддержание соответствующего уровня навыков и знаний. Как и в любой другой отрасли, консалтинговые методы могут устаревать. Консалтинг в системе менеджмента состоит в том, чтобы способствовать решению проблем организации и способствовать ее развитию.
При осуществлении сложных проектов эффективным считается стиль управления, который направлен на решение конкретной задачи или проблемы. В сфере консалтинга, так как он подразумевает взаимодействие между клиентом и организацией, более уместным будет ориентация на человека.
Главной проблемой в работе консалтинговых организаций является выбор той или иной стратегии.
Темп роста и размер консалтинговой фирмы зависит от спектра предоставляемых услуг, географической и отраслевой специализации, конкуренции на рынке услуг и ресурсов самой компании. Некоторые организации специально ограничивают свои размеры. Это связано с тем, что компания подобрала эффективную группу профессионалов.
Консалтинг в системе менеджмента не может функционировать без маркетинговой деятельности. Консалтинг – это своего рода услуга, а любая услуга нуждается в анализе и последующем продвижении. Специфика консалтинговой услуги обуславливает иной подход к ней с позиции маркетинга по сравнению с другими товарами. Бизнес от других видов хозяйственной деятельности отличает нацеленность на прибыль. Основной целью же бизнеса является оптимизация прибыли.
Рост прибыли способствует росту инвестиций в новые проекты и на новые исследования. Далее наращиваются объемы производства и оказания услуг. Снижение же этого показателя способствует сворачиванию ряда деятельности компании и поиску альтернативных возможностей ее развития.