О том, что методика построения системы менеджмента качества является неотъемлемой частью успешного продвижения услуг и товаров на современном рынке, сказано достаточно много. Но при этом нужно понимать, что сертификат ISO и действующая система менеджмента качества – это не всегда идентичные понятия. Анализ потребительского спроса никаких сомнений не оставляет в том, что сегодня покупатели в большей степени заинтересованы в товарах и услугах, которые максимально отвечают их пожеланиям и предпочтениям. Поэтому вполне логично, что предприятия, которые стремятся сохранить свои рыночные позиции, разрабатывают стратегию развития и уделяют огромное внимание вопросам качества. Выиграть в стоимости не всегда удается, зато высокое качество продуктов открывает большие возможности на пути к успеху.
Конечно, есть вариант, когда методика построения системы менеджмента качества внедряется и разрабатывается предприятиями самостоятельно. Но данный путь таит в себе много сложностей, решение которых по плечу не каждому руководителю. Поэтому большинство руководителей предприятий вопрос методики построения системы менеджмента качества доверяют специалистам в области сертификации. А в некоторых случаях сертификат ISO просто покупают.
Для того чтобы методика построения системы менеджмента качества была действительно эффективной, а не только бы отвечала формальным требованиям, которые проверяют при сертификации, рекомендуется соблюдать несколько основных условий: оптимизация систем организации, а также управление производством; формирование объективного анализа ситуации, а также выработки на базе полученной информации решений; выделение ресурсов на функционирование системы менеджмента качества и на ее дальнейшее совершенствование; внедрение рационального производства, а также состава документов в соответствии с требованиями системы менеджмента качества.
Кроме этого, успешно внедренная методика построения системы менеджмента качества на предприятие, в качестве обязательного условия требует наличие ресурсных, методических и организационных условий. Можно с уверенностью сказать о том, что методика построения системы менеджмента качества представляет собой проект, который включает в себя контролируемые и скоординированные действия, согласно требованиям и имеющим ограничения по срокам. Первый шаг на пути методики построения системы менеджмента качества – это принятие руководством предприятий стратегических решений о политике в области качества продукции. Дальше представителями разных подразделений или экспертами осуществляется работа по разработке внедрения на предприятие системы менеджмента качества.
Приступая к созданию методики построения системы менеджмента качества, многие отечественные организации проводят обучение сотрудников. При этом не нужно забывать о том, что повышение квалификации сотрудников является непрерывным процессом.