Системой менеджмента можно назвать систему управления человеческими, техническими, финансовыми и другими ресурсами для достижения конкретных целей. Современная система менеджмента в организациях включает в себя набор систем управления по какому-либо определенному признаку, к примеру, по типу системы управления. Разделять систему менеджмента организации на некоторое количество составных систем менеджмента необходимо для того, чтобы уменьшить комплексность общего управления и повысить управляемость образованных подсистем.
На качество управления всей компанией в значительной степени влияет уровень взаимодействия этих раздельных систем менеджмента для достижения поставленных задач. Систему менеджмента целой организации необходимо моделировать, учитывая специфику организации. К наиболее распространенным системам менеджмента организации относятся:
- управление проектами;
- система менеджмента качества (СМК);
- система экологического менеджмента (СЭМ);
- система промышленной безопасности и здоровья (СПБиЗ);
- контроллинг.
В широком смысле моделирование представляет собой основной метод исследований всех областей знаний и научный метод исследования характеристик сложных систем, который используется при принятии решений в разных областях человеческой деятельности. Особенно это можно отнести к сфере управления какими-либо системами, где в основе лежит процесс принятий решений, основывающийся на получаемой информации.
Моделирование систем менеджмента решает вопрос создания оптимальной системы управления компанией. Система должна соответствовать этапу развития организации, логике бизнеса, особенностям внешней и внутренней среды, помогать достижению стратегических целей и максимально ориентироваться на увеличение стоимости организации. Разработка систем менеджмента подразумевает:
- моделирование организационно-функциональной структуры, исходя из целей, стратегии и логики функционирования организации;
- моделирование и внедрение механизмов управления по задачам, целям;
- моделирование системы, поддерживающие принятие решений, процедуры планирования и контроля;
- разработку и внедрение единых стандартов и регламентов управления;
- моделирование информационной структуры компании, повышение управляемости официальных и неформальных информационных потоков;
- формирование команды управления.
В рамках моделирования системы менеджмента организации одной из важнейших задач является моделирование СМК. СМК представляет собой систему управления качеством выпускаемой продукции компании. Моделирование СМК должно отвечать на следующий ряд вопросов:
- какие процессы в функционировании организации можно отнести к системе качества?
- какую структуру имеют эти процессы, включая входы и поставщиков, а также выходы и потребителей?
- каким образом происходит взаимодействие процессов друг с другом?
- каким образом выполняются требования в рамках процессов, определенные в международных стандартах ИСО 9001?
Моделирование системы заключается в создании процессов и необходимой документации СМК не в один момент, а постепенно и последовательно, и не останавливаясь после их утверждения.
Учитывая вышесказанное, а также опираясь на опыт реализации СМК в российских компаниях, которые сертифицированы по ISO 9001, можно сформулировать основные требования к моделированию систем менеджмента:
- описание процессов должно быть понятно каждому сотруднику организации, охваченному СМК;
- описывать процессы необходимо, с одной стороны, лаконично, и, с другой стороны, полно и достоверно;
- процедуру контроля за изменениями, работу с вариантами моделей процессов нельзя делать слишком громоздкой, так как это отбивает желание у участников цепочки инициировать предложения по улучшению процессов;
- саму процедуру управления изменениями необходимо сделать контролируемой и управляемой.