Очень много российских предприятий в последнее время внедряют СМК на своих производствах. Это делают для того, чтобы повысить качество продукции и услуг и привести их в соответствие с требованиями международных стандартов, таких как ISO 9001. Опираясь на опыт зарубежных корпораций, отечественные организации вначале разрабатывают, внедряют СМК, а затем занимаются ее сертификацией. В основном это делается для достижения следующих целей:
- Продвижение на рынок своей торговой марки.
- Увеличение объемов продаж.
- Повышение конкурентоспособности компании на рынке.
- Возможность принимать участие в аукционах и тендерах.
- Расширение рынков сбыта.
С большой долей вероятности можно предположить, что за последние годы СМК превратилась из маркетингового инструмента и конкурентного преимущества в неотъемлемый фактор существования компании на рынке, вследствие чего многие государственные и коммерческие структуры не остались в стороне.
Ситуация сегодня складывается таким образом, что наиболее эффективным инструментом увеличения конкурентоспособности продукции и услуг на рынке является качественная разработка и внедрение СМК, если судить по опыту зарубежных и некоторых отечественных организаций. Причем СМК должна быть не формальной, как говорится, для галочки, а реально действующей, полностью отвечающей требованиям стандартов ISO 9001.
Многие руководители задаются вопросом – а нужно ли им внедрение СМК, если их продукция и так пользуется неизменным спросом, а предприятие процветает. Но опыт многих ведущих зарубежных компаний показывает, что если предприятие заинтересовано в дальнейшем усовершенствовании, увеличении выпуска продукции и выходе на мировые рынки, то разработка и внедрение СМК необходимы. Более того, в дальнейшем необходимо обязательно пройти сертификацию, чтобы подтвердить соответствие СМК требованиям международных стандартов.
Для максимально эффективной разработки и внедрения системы менеджмента качества на всем предприятии следует двигаться сверху вниз. Но зачастую бывает так, что в виду сложности процессов, некоторой инерционности и длительного срока внедрения, некоторые специалисты считают целесообразным осуществлять внедрение параллельно – в структурных подразделениях и на верхнем уровне. Это является очевидным, поскольку именно в подразделениях и сосредоточен основной потенциал. К тому же, как свидетельствует опыт, внедрение СМК в подразделениях требует гораздо меньших усилий и затрат времени на различные согласования и разработку основополагающих документов, поскольку любое подразделение крупной компании – это сплоченный и сравнительно небольшой коллектив.
Внедрение СМК в подразделениях, равно как и на всем предприятии, имеет несомненные положительные моменты, тем не менее, существуют все-таки некоторые особенности. Для ознакомления с опытом других предприятий и основными требованиями стандартов необходимо провести обучение сотрудников подразделения, что можно сделать собственными силами, либо с привлечением сторонних специалистов. После окончания обучения сотрудникам выдаются дипломы и сертификаты, а некоторых можно направить на обучение в специализированные учебные центры, после окончания которых они получат право проводить внутренние аудиторские проверки на предприятии.
Зарубежный и отечественный опыт внедрения СМК показывает, что еще на этапе разработки системы менеджмента качества необходимо провести тщательный и всесторонний анализ всех производственных процессов. Затем, основываясь на полученных результатах, можно сформулировать и довести до всего персонала цели, задачи и политику в области качества. Для эффективного управления производством лучше всего применять процессный подход, что позволит определить механизмы и средства для качественного управления отдельными производственными процессами.