Дело осложняется тем, что на рынке работает много предприятий, которые производят аналогичную продукцию, и потребители вправе самостоятельно решать, какому из них отдать предпочтение. Стоит обратить внимание на ту компанию, где система менеджмента качества соответствует самым высоким требованиям и международным стандартам.
Под оценкой качества и конкурентоспособности продукции или каких-либо услуг подразумевается их способность успешно выдерживать конкуренцию, а именно — возможность их успешной реализации в условиях насыщения рынка. Для этого продукция должна полностью соответствовать понятию потребителей относительно качества и иметь доступную стоимость. Таким образом, конкурентоспособность — это совокупность нескольких характеристик, которые определяют представление товаров на рынке в сравнении с продукцией предприятий-конкурентов как по уровню качества, так и по степени потребности для покупателей.
Следовательно, можно говорить о том, что основой конкурентоспособности являются два параметра — стоимость и качество. Оценка качества и конкурентоспособности продукции производится проведением сравнительного анализа всех совокупных характеристик по сравнению с аналогичными товарами конкурентов по стоимости потребления, а также по степени удовлетворения конечных потребителей.
Что касается качества — то это общие характеристики продукции, которые влияют на ее способность в полной мере удовлетворять ожидания потребителей.
Уровень качества — это по сути относительная характеристика, которая основана на сравнении значений показателей, определяющих эстетичное, эргономичное и техническое совершенство всех показателей безопасности и надежности использования продукции. Такими базовыми значениями качества обладают модели (продукты), зарубежные или отечественные аналоги высшего качества, существующие на данный момент.
Нужно сказать, что конкурентоспособность и качество — это две разные характеристики продукции. Конкурентоспособность, в отличие от качества, определяется только теми характеристиками, которые именно сейчас представляют для покупателей максимальный интерес, и в состоянии удовлетворить возрастающую конкуренцию. При этом остальные свойства продукции, составляющие качества, могут не приниматься во внимание и совсем не учитываться во время оценки конкурентоспособности. В качестве примера можно привести ситуацию, когда производитель внес качественные изменения в конструкцию какого-либо товара, а покупатели даже не заметили этого, если стоимость не увеличилась. Хотя при этом качество продукции увеличивается.
Таким образом, оценка качества и конкурентоспособности продукции является совокупностью операций, куда входят выбор номенклатуры качественных характеристик тестируемой продукции и определение значений этих характеристик при проведении оценки.
При этом в оценке качества и конкурентоспособности могут наблюдаться некоторые отличия, заключающиеся в выборе базы. Для оценки качества за эталон берется аналогичная продукция. При этом для классификации изделий используются показатели, определяющие не только сферу применения товара, но и его основные технологические и конструктивные особенности, что в некоторой степени ограничивает выбор базовых моделей для сравнения. Для оценки конкурентоспособности за базовую модель берется определенная потребность, а эталоном могут служить различные товары-заменители.