В настоящее время многие современные организации, и в частности их руководствующий состав, желает знать, как будет в дальнейшем складываться судьба системы менеджмента качества и какие перспективы ждут эту распространенную систему в дальнейшем. Данная система была разработана еще в 50х-60х годах прошлого столетия, причиной ее широкого распространения послужило существенное усложнение связей между различными хозяйственными объектами.
Как известно, риск отказа определенной системы является суммой рисков, каждого ее отдельного звена, а это в свою очередь значит, что чем больше звеньев имеет система, тем более серьезными должны быть требования к надежности каждого из них. Для того, чтобы качество производимой продукции или оказываемых услуг оставалось на высоте, что особенно важно в условиях жесткой конкурентной борьбы, необходимо добиться обеспечения максимально возможной надежности от каждого элемента СМК. Конечно, можно пойти долгим путем и испытывать каждый элемент в отдельности, чтобы удостовериться в его соответствии современным нормам. Но не будем забывать о том, что многие крупные структурированные предприятия могут объединяться в невероятно крупные «цепи», число «звеньев» которых может исчисляться даже не десятками, а сотнями. В подобных случаях проверка каждого отдельного элемента, составляющего систему, отнимет не только уйму времени, но и потребует серьезных затрат сил и ресурсов. В связи с этим, чтобы добиться желаемых результатов и исключить ненужные траты времени и сил, прибегают не к испытанию каждого элемента системы, а к управлению над факторами, которые оказывают влияние на его формирование и деятельность. Минимально необходимый уровень затрат при организации производства регламентирован в международном стандарте ISO:9001. Экономия на затратах, указанных в вышеупомянутом стандарте может иметь крайне негативные последствия, в связи с этим можно сделать выводы, что перспективы системы менеджмента качества неразрывно связаны с соблюдением норм и правил, указанных в нем.
Важно понимать, что эффективная система управления качеством имеет способность проникать во все без исключения аспекты производства, если это потребуется конечному потребителю. Любые звенья, составляющие цепочку производителей, начиная от добычи сырья, заканчивая изготовлением конкретной продукции и ее финишной отделкой, должны делать все возможное, чтобы готовое изделие полностью отвечало требованиям, которые были поставлены заказчиком. Если под конечным потребителем, воспринимать все общество, то только государственные учреждения и общественные органы имеют возможность устанавливать эти требования. Действующая система менеджмента качества построена на определении конкретных критериев, среди которых наиболее значимым, пожалуй, является измерение удовлетворенности сторон. Хотя стоит отметить, что для него не описаны основные критерии в международном стандарте ISO. Кроме всего прочего многие крупные компании разрабатывают свои собственные внутренние критерии, которые могут послужить превосходным инструментом в конкурентной борьбе. В перспективе системы менеджмента качества каждое предприятие будет создавать разнообразные нормы, являющиеся их ноу-хау. В процессе создания этих норм требуется отразить опыт управления каждого из предприятий, которое входят в структуру крупного концерна, даже в тех случаях, если они расположены в разных частях света. Не менее важным критерием, который невероятно важен для СМК, является мотивация сотрудников, работающих над созданием качественной продукции или же оказывающих услуги клиентам предприятия.