Решение о создании и внедрении системы менеджмента качества принимается высшим руководством компании. Когда издается соответствующий приказ, главной задачей становится планирование системы менеджмента качества, которая удовлетворит требования международных стандартов и запросы потребителей.
Система менеджмента качества — это совокупность всех структур, процессов, документов, ресурсов организации, взаимодействующих между собой и обеспечивающих условия для создания эффективной политики в сфере качества, определения целей компании и обнаружения способов их достижения.
В свою очередь понятие «менеджмент качества» включает в себя следующее:
- постановка конкретных целей и задач в области качества (планирование);
- контроль над соблюдением стандартов качества в процессе производства (управление);
- продвижение продукции на рынки (обеспечение);
- совершенствование способности предприятия соответствовать международным стандартам качества (улучшение).
Подходы к управлению системой менеджмента качества четко декларируется в специальном документе: «Политика в области качества». Успешное и эффективное функционирование предприятия в рамках политики в области качества обусловлено постановкой конкретных целей и задач. Процесс целеполагания и прогнозирования ожидаемого результата, есть не что иное как – планирование системы менеджмента качества. Для улучшения динамики развития деятельности, при внедрении системы менеджмента качества цели и задачи постоянно пересматриваются и корректируются. Обычно внесение изменений продиктовано различными изменениями в процессах или изменениями внешних условий функционирования организации.
Цели в сфере менеджмента качества – конкретные результаты или достижения, конечные состояния, к которым стремится компания.
Планирование системы менеджмента качества должно учитывать следующие специфические особенности целей:
- индивидуальность (цели должны быть приемлемы для конкретного предприятия или подразделения);
- измеримость (цели должны иметь числовые критерии и количественные характеристики);
- реальность (достижение результатов повышает мотивацию труда на предприятии, уверенность сотрудников в высоком уровне своих профессиональных навыков);
- временное ограничение (цели бывают краткосрочные и долгосрочные, четко обозначенный срок достижения цели повышает ответственность руководства и сотрудников организации).
Однако главной целью системы менеджмента качества всегда является соответствие требованиям разных заинтересованных сторон. Следовательно, при планировании системы менеджмента качества, особенное внимание нужно уделить вопросу о том, как удовлетворить потребности клиентов, партнеров, владельцев, руководства, сотрудников и т.п., т.е. тем заинтересованным сторонам, которые компания определила для себя, как значимые.
Предприятие находится в постоянном взаимодействии другими компаниями и физическими лицами. Развитие и процветание возможно только при условии постоянной реализации своей продукции потребителю. Именно перманентность процесса сбыта товара очень важна для удержания своих позиций. В свою очередь непрерывность реализации продукции может быть обеспечена только в условиях постоянного совершенствования управления предприятием. Все эти факторы необходимо учитывать при планировании эффективной системы менеджмента качества.
Принципы системы менеджмента качества:
- Деятельность организации ориентирована на запросы потребителя.
- Лидерство руководящего состава компании.
- Инициативность и стремление к саморазвитию сотрудников.
- Процессный подход.
- Системный поход к управлению качеством.
- Постоянное совершенствование системы менеджмента качества.
- Принятие решений, обусловленных конкретными фактами.
- Взаимовыгодные отношения с поставщиками и партнерами.