Задачи планирования:
- выявление перспектив изменения внешнего окружения предприятия;
- формирование целей и стратегии развития;
- определение первоочередных задач и действий для их решения;
- определение необходимых затрат и результатов;
- проектирование изменения состояния предприятия;
- согласование работы всех подразделений;
- контроль за выполнением плановых заданий всеми подразделениями фирмы;
- анализ достигнутых плановых результатов.
Внутренняя природа предприятия основывается на системе плановых показателей. Применение планирования позволяет:
- предвидеть перспективу развития фирмы в будущем;
- более рационально использовать все ресурсы предприятия;
- избежать риска банкротства;
- более целеустремленно и эффективно проводить научно-техническую политику;
- улучшать контроль в организации;
- увеличивать возможности в обеспечении фирмы необходимой информацией.
Планирование в системе менеджмента является постоянным поиском новейших возможностей для принятия важных решений, а так же позволяет своевременно прогнозировать результаты таких решений при некоторых определённых условиях. Планирование СМК имеет своё отражение вот в чём:
- в конкретизации задач по улучшению показателей качества (продукта и управления) в определённый период и каждого отдельно взятого подразделения или процесса, и всей организации в целом;
- в выделении трудовых, финансовых и материальных ресурсов, необходимых для выполнения данных поставленных задач.
В итоге получается, что планирование в системе менеджмента – это стремление заранее учесть все возможные внутренние и внешние факторы, обеспечивающие наиболее благоприятные условия для благотворного функционирования и развития предприятия. Система менеджмента качества определяет необходимость разработки целого ряда мероприятий, которые выстраивают оптимальную последовательность поставленных целей и учитывают все пути наиболее рационального использования имеющихся ресурсов.
На предприятиях используются такие методы планирования, как:
- Балансовый. Балансовый метод обеспечивает установление связей между потребностями в ресурсах и источниками их покрытия, а также между разделами плана. В процессе формирования плана фирмы составляют балансы: производственной мощности, материальный, энергетический, трудовой, финансовый, бухгалтерский.
- Расчетно-аналитический. Расчетно-аналитический метод используется при планировании показателей плана, изучении их динамики и количественного размера факторов, на них влияющих. Так, например, планируются по факторам такие обобщающие показатели плана, как производительность труда, себестоимость продукции, прибыль, рентабельность.
- Календарно-плановый. На предприятиях используются технико-экономический и оперативно-календарный виды планирования. Их основой являются нормы и нормативы, а также система плановых показателей. Нормативная база определяет прогрессивность плановых решений.
Значение планирования, как функции менеджмента, состоит в стремлении заблаговременно учесть по возможности все внутренние и внешние факторы, обеспечивающие благоприятные условия для нормального функционирования и развития предприятий. Оно предусматривает разработку комплекса мероприятий, определяющих последовательность достижения конкретных целей с учетом возможностей наиболее эффективного использования ресурсов каждым подразделением и всем предприятием.
Вот именно поэтому планирование в системе менеджмента качества полностью способно обеспечить взаимосвязь между имеющимися подразделениями и процессами компании, в составе которых вся технологическая цепь: научные исследования и разработки, производство и сбыт. Вся такая деятельность основана на необходимости прогнозирования и выявлении особенностей потребительского спроса, а так же на оценке и анализе планируемых перспектив развития и внутренних ресурсах.
Можно уверенно сказать, что любая организация имеет иерархию планов. Можно выделить следующие из них:
- стратегические;
- общие;
- оперативные;
- тактические.
Сам процесс планирования проходит четыре этапа:
- Разработку общих целей.
- Определение конкретных, детализированных целей на заданный период.
- Определение путей и средств их достижения.
- Контроль за достижением поставленных целей путем сопоставления плановых показателей с фактическими и корректировку целей.
Все планы делятся на три типа, в зависимости от периода времени:
- долгосрочные (10-25 лет);
- среднесрочные (3-5 лет);
- краткосрочные (1-2 года).
Существующие типы планов следует учитывать и следить чтобы они не противоречили друг другу. Система менеджмента качества – это определяющее звено в развитии всей компании. Самым важным элементом данной системы можно назвать планирование. Без него просто невозможно в современных условиях рынка выжить ни одной компании.