Вследствие мирового кризиса многие предприятия были вынуждены кардинально пересмотреть политику в отношении экономии материальных и трудовых ресурсов абсолютно во всех областях деятельности. Более того, они начали искать пути к стабилизации и улучшению сложившейся ситуации. И одним из таких путей можно назвать повышение результативности СМК организации.
Но некоторые руководители начали отказываться от развития СМК, считая, что в условиях кризиса тратить на нее средства — это непозволительная роскошь. И если ранее думали, что если СМК необходима, то пусть будет, и не считались с расходами на ее развитие и повышение результативности. После наступления кризиса денег стало не хватать на многие важные вещи, поэтому те компании, у которых ранее система менеджмента качества действовала, перестали заниматься ее совершенствованием, а те, кто собирался ее внедрять, решили с этим подождать. Все чаще можно было слышать от руководителей разных рангов, что СМК — это достаточно затратное дело, вложенные средства практически не окупаются, и от нее нет помощи в управлении организацией.
Переломить ситуацию в лучшую сторону можно, то для этого следует обеспечить повышение профессиональной деятельности в самых разных направлениях с целью улучшения результативности СМК, сделать ее окупаемой. Таким образом, для максимального повышения результативности СМК требуются специалисты следующих квалификаций:
- Педагоги, чья специализация — обучение основам системам менеджмента качества, работники органов по сертификации и повышению квалификации персонала (аудиторов и экспертов).
- Специалисты, предоставляющие консультационные услуги, а также организации.
- Аудиторы, эксперты, органы сертификации.
- Сотрудники организаций и предприятий, отвечающие за результативность функционирования СМК.
И следует отметить, что на повышение результативности СМК смогут оказать влияние специалисты из любого вышеперечисленного направления.
Как пример, можно рассмотреть повышение результативности посредством обучения персонала. И хотя сегодня разработано множество программ обучения СМК, практически все они не принимают во внимание два важных момента, которые при правильном подходе могли бы существенно повысить результативность СМК. Вот эти моменты:
- Теория управления объектами, включая и СМК, оборудованием, персоналом, процессами и всей функциональной деятельностью.
- Методы повышения результативности СМК и отдельных процессов.
И если говорить о способах повышения эффективности СМК и всех её сопутствующих процессов, то данный вопрос намного сложнее вследствие конкретики и разнообразия управляемых объектов. Но если данной тематикой целенаправленно и методично заниматься и включить ее во все обучающие программы, то по прошествии некоторого времени лекторы смогут накопить достаточно конкретного материала, который впоследствии окажется очень полезным и интересным для всех обучаемых.
И нужно отметить, что огромный накопленный опыт в предоставлении консультационных услуг самым разным организациям и предприятиям позволяет утверждать, что проектирование и внедрение эффективно действующей системы менеджмента качества не является чем-то неосуществимым. В процессе выполнения работы нужно осознавать, что работа должна выполняться на двух уровнях — сначала создать систему обеспечения качества, а затем уже систему управления им. Причем, на стадии выполнения первого уровня нужно помнить, что введение лишних процедур может нанести вред всему предприятию.