Что входит в систему менеджмента качества?
Система менеджмента качества включает в себя следующие основные элементы:
- процессы, которые взаимосвязаны и взаимодействует между собой;
- органиграмма;
- цели, которые преследует организация;
- способы и методы, определяющие планирование организации;
- требования к компетентности сотрудников;
- способы, позволяющие эффективно управлять основными средствами;
- процедуры эффективного управления производственной деятельностью;
- процедуры управления разработкой новых продуктов;
- иные элементы.
8 «золотых правил», используемых при проектировании системы менеджмента качества
- Ориентирование деятельности предприятия на потребителей.
- Руководители должны быть настоящими лидерами.
- Необходимо вовлекать персонал в процесс достижения общей цели и деятельности компании.
- Подход к своей деятельности должен быть процессным.
- Подход к управлению должен быть системным.
- Развитие компании и постоянное совершенствование её функционирования на рынке.
- Принятие управленческого решения должно быть основано только на подтвержденных фактах.
- Сотрудничество со своими поставщиками должно осуществляться только на взаимовыгодных условиях.
Этапы проектирования и внедрения системы менеджмента качества (на основе стандарта ISO 9001-2015):
- Определить, в каких изменениях в данный момент нуждается компания, на каком организационном уровне управления, в каких подразделениях (процессах) будут вводиться эти изменения в первую очередь и какие преимущества даст им СМК. Процесс стратегического планирования изменений должен быть направлен на выявление критически важных потребностей организации. Помимо технических и финансовых аспектов намечаемых изменений необходимо оценить, насколько организация готова к их восприятию и способна ли она одновременно заниматься своей производственно-хозяйственной деятельностью и проектом по разработке и внедрению СМК; располагает ли персоналом, обладающим необходимой квалификацией для выполнения данного проекта, и какие технологии для этого потребуются. Если в стратегическом плане изменений определяются цели, к которым организация должна стремиться, то в бизнес-плане расчеты покажут, как можно этого достичь и каким может быть эффект.
- Разработать «проект» (программу) действий (создание команды, назначение лидера, обучение, обеспечение ресурсами, пересмотр научно -технической документации, определение, описание и идентификация процессов), в котором требуется ответить на ряд вопросов: все ли процессы, обеспечивающие достижение целей по качеству, идентифицированы и установлены; насколько эффективны полученные с их помощью результаты; адекватны ли процессы требованиям соответствующего стандарта; описаны ли процедуры в соответствующих процессах; внедрены и поддерживаются они в рабочем состоянии; установлено ли взаимодействие процессов и управление ими. При анализе отдельных процессов (процедур) следует устанавливать цель процесса (операции); входные данные; планируемый результат на выходе; взаимосвязь процессов, процедур, операций и последовательность их выполнения; используемые ресурсы; необходимое управление (инструкции, процедуры и т.п.); мероприятия по мониторингу, необходимые для эффективного функционирования процесса.
- Разработать новую документацию для внедрения СМК и пересмотреть действующую, разработать организационную структуру и ответственность в рамках системы, документировать процессы СМК.
- Внедрить СМК в систему управления организации путем утверждения структуры службы управления качеством; введения в действие разработанных документов; распространения документации СМК среди пользователей; проведения ознакомительных занятий в подразделениях для информирования сотрудников о новых требованиях; проведения внутренних аудитов и самооценки; реализации корректирующих и предупреждающих действий; проведения обучения и подготовки компетентного персонала.
Основные ступени внедрения системы менеджмента качества
- внедряется разработанная документация, подготовленная для СМК;
- анализируется и диагностируется финансово-хозяйственная деятельность по параметрам, заданным СМК, которая соответствует требованиям ISO серии 9000;
- производится процесс обучения сотрудников организации;
- проводится внутренняя аудиторская проверка;
- разрабатываются корректирующие действия, если выявлены несоответствия;
- проводится проверка того, насколько успешно функционирует система менеджмента качества руководителями организации.