Состав документации системы менеджмента качества (СМК), отвечающий стандарту ISO 9001:2015, является ранжированной системой взаимосвязанных документов и разрабатывается под конкретное предприятие и особенности его работы и стратегии развития. Безусловно, можно выделить некоторые документы, которые повторяются на многих предприятиях, однако наполнение таких документов будет и должно отличаться ввиду отличий в специфике деятельности разных компаний.
Система документации состоит из политик, планов, карт процессов, рабочих инструкций, отчётов, нормативов и т. д. Составление структуры документации СМК практичней основывать на уже имеющейся в учреждении системе документации, дополненной соответствующими уровнями и документами, которые требует стандарт ISO 9001:2015.
Стоит помнить, что процедуры системы менеджмента качества – это в своем роде некоторые определенные правила осуществления процессов или общих направлений деятельности организации, которые могут документированными или нет. Стандарт не требует наличия каких-то определенных процедур, оставляя выбор степени документирования на усмотрение самого предприятия.
Как правило, большинство компаний, внедряющих ИСО 9001, разрабатывают следующие процедуры системы менеджмента качества:
- Управление документированной информацией. Данная процедура приводит в порядок систему документооборота, включая внутренние стандарты, процедуры и записи предприятия, которые сопровождают прохождение отдельных процессов, назначение ответственных сотрудников за создание, сопровождение и сохранность заметок по качеству. Следовательно, при ее разработке необходимо, в первую очередь, уделять внимание движению и составу документации, а также установленным нормам ее обработки. При этом задаются определенные правила обращения с документами, которые для всех являются одинаковыми, и от которых в большинстве случаев зависит и эффективность работы системы менеджмента качества.
- Управление несоответствиями и корректирующими действиями. Организация должна обеспечивать, чтобы продукция/услуги, которая не соответствует предъявленным требованиям, идентифицировалась и находилась под управлением в целях предотвращения ее неумышленного (непреднамеренного, случайного) использования или поставки. Действия по управлению, а также соответствующие ответственность и полномочия относительно того, как поступать с данной продукцией. Корректирующие действия - это действия, предпринимаемые для устранения причин несоответствия. Во время разработки такой процедуры следует обязательно определить степень ответственности за проведение данных мероприятий, временные сроки и порядок их проведения, определить соответствующие формы документов для регистрации поступающей информации. По каждому зафиксированному несоответствию возможны различные корректирующие действия. Корректирующие действия должны быть адекватны значимости выявленных несоответствий.
- Управление рисками. Сразу стоит сказать, что данная процедура более сложная, чем предыдущая, поскольку для ее реализации требуется применять методы управления будущими событиями, куда входит и управление возможными рисками. Потенциальные риски определяются путем анализа:
- прогнозируемых требований клиентов и потребителей;
- научных и маркетинговых исследований;
- прогнозов экономической и социальной ситуации;
- стратегических планов организации.
- Внутренние аудиты. Организация внутренних аудитов включает в себя определение сотрудников, которые будут нести ответственность за выполнение процесса, за составление необходимой документации по планированию аудитов и за выполнение графика их проведения.
- Другие процедуры.