В менеджменте существуют два подхода к управлению: функциональный и процессный.
Функциональный подход к управлению означает делегирование полномочий и ответственности через функции; имеет вертикальную структуру, построенную в соответствии с выполняемыми функциями, и строгую иерархическую подчинённость, направленную «сверху вниз»; имеет основной недостаток, а именно – процессы на предприятии протекают горизонтально, а управление ими осуществляется вертикально.
По-другому обстоит дело в процессном подходе. Такой подход ориентирован не на организационную структуру предприятия, а на бизнес-процессы, которые выполняют создание продуктов или услуг и предоставляют ценность для внутренних и внешних потребителей. Под бизнес-процессом понимают совокупность разных видов деятельности предприятий, которые создают результат (услугу или товар), имеющие ценность для потребителей. Бизнес-процесс – цепочка работ, результат которой это продукт или услуга. В цепочку входят операции, выполняющиеся структурными элементами и расположенные на разных уровнях организационной структуры предприятия.
Процессный подход к управлению означает делегирование полномочий и ответственности через бизнес-процессы (бизнес-процесс – многократно повторяющаяся деятельность, преобразующая ресурсы (входы) в результаты (выходы)); основан на следующих принципах:
деятельность компании рассматривается как совокупность бизнес-процессов;
выполнение бизнес-процессов подлежит обязательной регламентации или формальному описанию;
у каждого бизнес-процесса есть внутренний или внешний клиент и владелец;
каждый бизнес-процесс характеризуется ключевыми показателями, описывающими его исполнение, результат или влияние на итог деятельности организации в целом.