Развитие системы менеджмента качества на основе стандарта ISO 9001:2015 / ГОСТ Р ИСО 9001-2015 основывается на пяти составляющих:
1) поддержка высшего руководства;
2) работа с человеческими ресурсами;
3) повышение компетентности работников;
4) повышение осведомлённости работников;
5) улучшение обмена информацией.
Рисунок 1 – Развитие системы менеджмента качества
Поддержка высшего руководства обязательна и включает следующее:
- обеспечение достаточного количества человеческих и других ресурсов;
- проведение мониторинга процессов и результатов;
- определение и оценка рисков и возможностей;
- выполнение соответствующих действий.
Работа с человеческими ресурсами для развития системы менеджмента означает следующее:
- работники – важнейший ресурс организации, от которых зависят результаты деятельности организации;
- работники должны взаимодействовать, быть заинтересованными через общее понимание политики в области качества и желаемых результатов организации.
Компетентность работников предполагает, что:
- все работники понимают и применяют на практике навыки, подготовку, образование и опыт, необходимые для выполнения их функций и обязанностей;
- всем работникам предоставляется возможность развивать необходимую компетентность;
- развитие компетентности работников является ответственностью высшего руководства.
Осведомленность работников достигается, когда работники понимают свои обязанности и то, как их действия способствуют достижению целей организации.
Обмен информацией (внутренний и внешний):
- должен планироваться;
- должен быть результативным;
- должен улучшать взаимодействие работников и углублять понимание: среды организации; потребностей и ожиданий потребителей и других заинтересованных сторон; системы менеджмента качества.