Развитие системы управления качеством продукции – процесс длительный, по большей части основывающийся на непрерывном контроле всех этапов производственной цепочки, начиная от заготовки сырья и заканчивая реализацией готовой продукции потребителям.
Планируя развитие системы управления качеством, многие предприятия до недавнего времени ориентировались в основном на выпуск продукции, соответствующей по качественным показателям нормативной документации, не принимая во внимание потребности рынка. Вопросами управления качеством продукции занимались специально созданные отделы технического контроля (ОТК). Основными их функциями считались проверка соответствия сырья, вспомогательных материалов и готовой продукции нормативным требованиям, контроль за работой промышленного оборудования, сбор и систематизация полученной информации, анализ причин возникновения брака и поиск решений для его устранения. Обработка информации предоставляла возможность разрабатывать конкретные действия, направленные на улучшение качества продукции, а также на координацию действий, направленных на развитие СМК.
На некоторых крупных предприятиях разрабатывались и внедрялись комплексные системы управления качеством продукции, но они не включали в себя вопросы маркетинга, а так же оценку продукции потребителями и не учитывали пожелания клиентов.
Сегодня, чтобы завоевать доверие потребителей, необходимо обеспечить выпуск продукции, качество которой будет не только полностью удовлетворять их требованиям, но и превзойдет ожидания. Промышленные предприятия постоянно испытывают давление, обусловленное техническим прогрессом и постоянно возрастающей конкуренцией. Поэтому они должны сосредоточиться на постоянном развитии и совершенствовании производства и на повышении качества продукции.
Таким образом, развитие системы управления качеством продукции обуславливается современными требованиями рынка.
Сегодня можно наблюдать, как у многих отечественных предпринимателей возрастает интерес к сертификации на соответствие международным стандартам. Многие понимают, что наличие у них сертификата серии ISO – это выход на международные рынки, фундамент, на котором можно построить успешный и прибыльный бизнес.
И в свете этого происходит развитие системы управления качеством продукции, которая зачастую становится основой для систематизации работы предприятия в целом и охватывает все этапы производственного цикла. Для более эффективной, результативной и прибыльной деятельности на предприятии обязательно должна работать система управления качеством. Но она должна постоянно работать, а не превратиться в простую формальность и представлять собой набор документов, как это часто случается. И для того, чтобы избежать этого, необходимо постоянное проведение не только внутренних, но и внешних аудитов систем менеджмента качества предприятия.