Качество – степень, в которой совокупность присущих характеристик объекта соответствует требованиям.
Качество продукции (услуг) – совокупность свойств товаров и услуг, определяющих их способность удовлетворять реальные и потенциальные потребности потребителей.
Подходы к оценке качества постоянно эволюционируют:
· 1910–1930 гг., качество продукта – это соответствие инструкции;
· 1930–1950 гг., качество продукта – это соответствие стандартам;
· 1950–1960 гг., качество продукта – это соответствие использованию;
· 1960–1970 гг., качество продукта – это соответствие требованиям;
· 1970–1980 гг., качество продукта – это соответствие потребностям;
· 1980–1990 гг., качество продукта – это соответствие ожиданиям;
· 1990–2000 гг., качество продукта – это соответствие взглядам на жизнь;
· 2000 г. и по сей день, качество продукта – это соответствие социальным ценностям.
В настоящее время качество продукции и услуг:
- определяется способностью удовлетворять потребителей;
- определяется преднамеренным или непреднамеренным влиянием на соответствующие заинтересованные стороны;
- включает выполнение функций в соответствии с назначением и их характеристики;
- включает воспринимаемую ценность и выгоду для потребителя.
Организации, ориентированные на качество, создают ценность посредством удовлетворения потребностей и ожиданий потребителей и других заинтересованных сторон.
Термин «система менеджмента» является общим термином для стандартов ISO на системы менеджмента.
Система менеджмента – совокупность взаимосвязанных или взаимодействующих элементов организации для разработки политик, целей и процессов для достижения этих целей.
Элементы системы менеджмента определяют структуру организации, выстраивают логику функционирование организации, содержат процессы организации и др.
В разных аспектах деятельности существуют свои системы менеджмента. Например, менеджмент качества, финансовый менеджмент, экологический менеджмент и другие. Система менеджмента может применятся на уровне всей организации, определенных частей или функций организации.
Система менеджмента качества (СМК) – часть системы менеджмента применительно к качеству.
Система менеджмента качества:
- включает действия, с помощью которых организация устанавливает свои цели и определяет процессы и ресурсы, требуемые для достижения желаемых результатов;
- управляет взаимодействующими процессами и ресурсами, требуемыми для обеспечения ценности и реализации результатов для соответствующих заинтересованных сторон;
- позволяет высшему руководству оптимизировать использование ресурсов, учитывая долгосрочные и краткосрочные последствия их решений;
- предоставляет средства управления для идентификации действий в отношении преднамеренных или непреднамеренных последствий в предоставлении продукции и услуг.
Система менеджмента качества – это комплекс систем, методов и инструментов, которые компания использует, чтобы удовлетворять требования потребителей и предвосхищать их ожидания относительно продукции / услуги, повышать свою конкурентоспособность и конкурентоспособность конкретной продукции / услуги, совершенствовать деятельность компании в целом.
Разработать и внедрить СМК может любая компания, ставящая своей целью оптимизацию бизнес-процессов для повышения эффективности и конкурентоспособности, а также улучшения качества продукции / услуг.
Требования к системам менеджмента качества (СМК) сформулированы в международном стандарте ISO 9001:2015 / ГОСТ Р ИСО 9001-2015, а основные положения – стандарте ISO 9000:2015 / ГОСТ Р ИСО 9000-2015.