В современных рыночных отношениях от производителя продукции (предприятия) и поставщика требуется не только соответствие определенным нормам стандарта, которые устанавливаются для товаров, работ, услуг, но и гарантии стабильности его системы управления. Предприятие должно быть надежным в своих договорных обязательствах перед потребителями. Повышение конкурентоспособности, стремительный рост производительности труда, обеспечение высокого качества товаров и услуг – сегодня эти вопросы стали наиболее актуальны.
Международному стандарту по системам менеджмента качества ISO 9001:2015 пришел на смену ISO 9001:2008, который сменил стандарт ISO 9001:2000, ранее ISO 9001:1994. ISO - это аббревиатура, которая расшифровывается как International Organization for Standardization, то есть Международная организация по стандартизации ИСО. Её цель заключается в том, чтобы поддерживать разработку стандартов и систем сертификации, которые направлены на развитие систем менеджмента.
Система менеджмента качества на основе требований стандарта iso 9001, созданная индивидуально для каждой организации, отражает её особенности и должна помогать оптимизировать деятельность и снижать затраты на управление. Данная система управления сфокусирована на увеличении удовлетворенности клиентов, потребителей, а также она позволяет сбалансированным образом учесть требования и ожидания других заинтересованных сторон организации. Помимо этого, в версии ISO 9001:2015 года появились требования к учету рисков в бизнес-процессах, которые могут привести как к негативным последствиям, так и к реализации возможностей.
Разработка и внедрение системы менеджмента качества на основе требований стандарта iso 9001 – процесс, занимающий большой промежуток времени, который зависит от таких важных факторов как: внимательность и подготовленность руководителей компании, полная вовлеченность персонала, лидерство высшего руководства.
Для того чтобы ускорить и упростить процесс разработки системы менеджмента качества часто привлекают профессиональных консультантов, так как без соответствующих знаний в этой сфере разобраться в практической интерпретации требований стандарта бывает очень сложно.
В обязанности консультантов входит обучение сотрудников организации правильно интерпретировать требования стандартов с учетом деятельности своей организации, а также управлять процессом разработки системы менеджмента и фактически разрабатывать и внедрять ее вместе с сотрудниками предприятия и передавать свои знания тем, кто сможет сам управлять всеми элементами этой системы. Именно поэтому консультации помогают убедиться в том, что система менеджмента качества на основе требований стандартаiso 9001 является работоспособной и эффективной, то есть ее можно поддерживать и улучшать, а также она соответствует всем требованиям выбранного стандарта. Квалифицированные специалисты часто обмениваются опытом с аудиторами, принимают участие в различных форумах и семинарах, накапливая при этом все больше и больше знаний и опыта для того, чтобы потом передать их при разработке системы работникам предприятия.