Следовательно, можно с уверенностью говорить о том, что лаборатория является субъектом рыночных отношений, и поэтому ее руководство должно решить проблему с разработкой и внедрением системы менеджмента качества, что будет являться доказательством возможности обеспечения процедуры оценки.
Система менеджмента качества лаборатории разрабатывается и внедряется на основе требований национальных стандартов, а также международных, таких как ISO/IEC 17025.
Требования современного рынка таковы, что от производителей ожидаются не только гарантии высокого качества продукции, но и гарантии, подтверждающие стабильность этого качества, то есть, соответствие имеющейся системы менеджмента качества стандартам ISO серии 9000. Применительно к лаборатории это означает, что помимо требований технических параметров, регламентированных стандартами, для успешного прохождения аккредитации нужно будет разработать и поддерживать в актуальном состоянии систему менеджмента качества на базе ISO 9001:2015.
Нужно сказать, что в развитых европейских странах (именно благодаря высокому насыщению рынка предоставляемыми услугами по калибровке или испытаниям) система менеджмента качества лаборатории в 90-х годах разрабатывалась и внедрялась очень активно. По мере увеличения такой деятельности сертификация систем менеджмента качества являлась для любой лаборатории самой лучшей рекламой, своеобразным «пропускным» билетом на международный рынок услуг по проведению калибровки или испытаний, наверное, самым убедительным аргументом, говорящим о надежности результатов деятельности лаборатории. Впоследствии само отсутствие у лаборатории системы менеджмента качества, сертифицированной в рамках какой-либо модели ISO серии 9000, становилось мощной антирекламой, что крайне затрудняло проведение работ в лаборатории со многими клиентами, а иногда и вовсе делало работу лаборатории невозможной.
Например, многие лаборатории Германии, в которой рынок услуг по проведению испытаний продовольственной продукции чрезвычайно насыщен, внедрили у себя систему менеджмента качества еще в начале 90-х годов прошлого столетия. А что касается лабораторий, расположенных на Североамериканском континенте, в частности, в Канаде, то они осознали необходимость разработки данных систем менеджмента только к 1999 году.
Таким образом, если исходить из международного опыта в области формирования и внедрения в лабораториях систем менеджмента качества на базе ISO 9001, то можно сказать, что он довольно успешный. Подавляющее большинство лабораторий с мировой известностью, расположенных в развитых странах, уже давно разработали, успешно внедрили и даже сертифицировали данные системы. Именно поэтому требования международного стандарта, определяющие, готова ли система менеджмента качества лаборатории к получению сертификата соответствия, основываются на стандартах ISO серии 9000, внедренных в большинстве лабораторий.
Одной из основных проблем в разработке в лаборатории системы менеджмента качества качества является определение задач и целей. Политика и философия качества, а также задачи менеджмента качества должны основываться на концептуальной модели СМК, которая, в свою очередь, соответствует требованиям ISO 9001:2015. такой подход к делу позволит в короткие сроки разработать и внедрить в лаборатории легко управляемую систему менеджмента качества.