Что такое качество?
Современные специалисты по менеджменту рассматривают понятие качества в четырех аспектах, которые отражают эволюцию определения понятия качества с развитием не только технологий производства, но и науки по управлению.
Изначально общество считало продукт качественным, если он соответствует стандартам. С течением времени выяснилось, что этого недостаточно. Тогда к определению качества добавили, что продукт должен соответствовать потреблению, т.е. если продукт соответствует стандартам, но не нужен потребителю, то он не является качественным. И, наконец, в наши дни качественным называют продукт, если он, ко всему перечисленному, соответствует ожидаемым потребностям потребителя. Товары и услуги производятся предприятиями для удовлетворения нужд потребителей. Эти нужды и ожидания должны быть сформулированы производителем в четко определенных требованиях – спецификациях. Спецификации – составная часть технических условий.
Основные этапы внедрения СМК:
- Анализ существующей ситуации в организации и обучение персонала.
- Разработка документации и изменение работы сотрудников.
- Проведение внутреннего аудита системы качества.
СМК для различных организаций разделяют на две категории:
- Универсальная. Ее особенность заключается в том, что любое предприятие получает возможность использовать ее принципы на практике, вне зависимости от того, насколько большая компания, чем конкретно она занимается, где именно она это выполняет и т.п.;
- Отраслевая. Суть сводится к тому, что СМК разрабатывается под конкретный тип организации. Например, есть отраслевые стандарты для сельскохозяйственных предприятий, предприятий вырабатывающих упаковочную продукцию и т.п.
Что СМК дает потребителю?
Прежде всего, уверенность, что производитель нацелен на постоянное улучшение качества и удовлетворение его потребностей и ожиданий. Формальным подтверждением того, что на предприятии действительно внедрена система менеджмента качества и она соответствует международным стандартам является сертификат на систему менеджмента, выданный независимым органом по сертификации.
Как работает система менеджмента качества на предприятии?
- Описываются и постоянно корректируются процессы, их входы и выходы, риски, которые могут привести к сбоям в процессах, и другие элементы системы. При этом фокус при описании делается на функции, влияющие на желательные выходы процессов и, как следствие, удовлетворенность потребителя. Безусловно, необходимо анализировать и возможные нежелательные выходы процессов и их влияние на конечный результат в системе.
- В работу по улучшению системы менеджмента качества вовлекается весь персонал предприятия.
- Разрабатывается понятная и прозрачная система управления, которая в свою очередь связана со стратегией развития компании.
- За счет улучшения качества менеджмента и продукции происходит постоянное совершенствование системы и процессов.
- Для решения задач по корректной установке корректирующих действий и их внедрению принимают подход, основанный на практике и опыте.
- Согласно правилам внедрения СМК происходит регулярная самооценка предприятия, внутренний аудит и сторонний аудит.
Как внедряется система менеджмента качества на предприятии?
Внедрение СМК проходит в несколько этапов. Подробнее о внедрении СМК ISO 9001 рассказываем в другой статье. Также читайте наш новый кейс реального проекта по внедрению СМК на основе ISO 9001 в транспортной компании.
Что дает внедрение системы менеджмента качества на предприятии?
- Ресурсы предприятия будут более сконцентрированы на удовлетворении потребностей и ожиданий потребителей.
- Происходит оптимизация процессов в системе управления.
- Происходит разработка документации необходимой для выпуска безопасной, целостной и качественной продукции.
- При правильном внедрении СМК уменьшается расход внутренних ресурсов за счет снижения доли брака.
- Получение сертификата (например, ISO 9001) дает предприятию больше шансов стать поставщиком для крупных компаний международного уровня и транснациональных сетей.
- Растет конкурентоспособность Вашего предприятия на рынке.
После того, как организация успешно пройдет сертификацию и получит сертификат соответствия, работы по системе качества на этом не заканчиваются, хотя их объем уже может быть меньше. Система качества должна поддерживаться в рабочем состоянии и должна непрерывно совершенствоваться. Это означает что любые изменения в продуктах (услугах) организации, процессах или в самой системе должны оперативно анализироваться и фиксироваться в документации системы качества. Кроме того, для подтверждения результативности и эффективности работы системы качества организация должна проводить периодические внутренние аудиты. Такие аудиты должны проводиться в организации не реже чем будут проходить наблюдательные аудиты со стороны органа по сертификации. Как правило, наблюдательные аудиты со стороны органа по сертификации проводятся один раз в год.