Система менеджмента качества организации, как и принципы ее создания, основывается на процессном подходе. Процессный подход, влечет за собой выделение и описание производственных и управленческих процессов, которые непосредственно влияют на достижение поставленных целей. При этом необходимо обязательно идентифицировать и измерять выходы и входы процессов, анализировать поведение внешних и внутренних заказчиков, поставщиков исходного сырья и других каким-либо образом заинтересованных сторон. Поэтому можно сказать, что данные проводимые процессы в рамках определенного жизненного цикла производимой продукции, во многом определяют формирование организационной структуры производственного предприятия.
При этом следует соблюдать очень важное условие – тщательно документировать все элементы организационной структуры. Во время выполнения процессов эффективность работы системы менеджмента качества на каждом этапе подтверждается полученными данными о качестве. Следовательно, можно с уверенностью говорить о том, что в современной системе менеджмента качества объединяются в единое целое несколько структур – информационная, организационная, а также структура документации. Сюда же можно включить и те этапы, которые непосредственно влияют на качество. Таким образом, очевидно, что система менеджмента качества организации эффективно функционировать будет только в том случае, когда все перечисленные структуры будут взаимосвязанными и в полной мере объединять все производственные циклы.
При создании и внедрении системы менеджмента качества в организации описывается взаимодействие всех основных элементов СМК. Политика и задачи в области качества регулируют пути движения и направление развития компании. Регламентирование процедур и процессов, а также рабочие инструкции являются нормативными документами, которые сотрудники организации используют в своей повседневной работе. Записи качества – это своеобразные носители информации, в которые вносятся все произошедшие в организации события. Используя данные записи, можно получить исчерпывающую информацию об эффективности функционирования системы менеджмента качества, а также наметить новые, более совершенные направления развития организации в области качества.
Система менеджмента качества организации направлена на повышение качества услуг или продукции, результатом деятельности которой является улучшение предоставляемых услуг или производимой продукции. При этом следует понимать, что абсолютно любая система менеджмента разрабатывается с учетом конкретной производственной деятельности организации. Но при этом она обязательно должна охватывать практически все этапы жизненного цикла производимой продукции или услуги, и вовлекать в управление процессом повышения качества всех сотрудников организации.
Грамотно разработанная и эффективно действующая СМК организации призвана обеспечивать проведение внутренних проверок (аудитов) с целью своевременного обнаружения и устранения дефектов и несоответствий. Кроме того, она должна препятствовать тому, что данные дефекты могут попасть в производственный процесс или к конечному потребителю.