Грамотное и эффективное управление организацией невозможно без обеспечения качества выпускаемой продукции. Система менеджмента качества (СМК) представляет собой часть общей системы управления организацией, имеющую своей целью обеспечение стабильного качества оказываемых услуг и производимой продукции. СМК предприятия предусматривает постоянное формирование политики, целей в области качества и решение поставленных задач.
Система менеджмента качества продукции – это система управления качеством производимой продукции.
-
Система менеджмента качества на предприятии или организации выполняет следующие задачи:
- Гарантирует поставку потребителю продукцию высокого качества.
- Обеспечивает конкурентоспособность и постоянное улучшение качества продукции.
- Расширяет рынки сбыта и повышает экспортные возможности организации.
-
Качественная продукция, в современном понимании – это продукция, соответствующая:
- требованиям потребителей, в том числе, по поставке и потреблению продукции после поставки;
- требованиям законодательства и нормативных актов;
- внутренним требованиям предприятия.
Современный подход к решению проблемы качества таков, что главным ориентиром в любой системе менеджмента качества является удовлетворение потребностей и ожиданий потребителя. Именно с этой позиции рассматриваются все процессы производства продукции. Процессы становятся объектами менеджмента и подвергаются улучшению с точки зрения эффективности и результативности. В ходе внедрения системы менеджмента качества формируется Руководство по качеству – документ, который всегда может быть предоставлен заказчику. К числу документов СМК также относятся и внутренние стандарты качества, например, ТУ (технические условия). Общая политика и цели в области качества также существуют в виде отдельных документов. Разработка документации начинается с определении целей организации, ее ресурсов и возможностей, структурирования деятельности предприятия в соответствии с процессным подходом.
Современный процессный подход базируется на системном подходе к управлению и рассматривает любую организацию как единый организм. На каждом предприятии протекают разнообразные бизнес-процессы, на входе принимающие ресурсы, а на выходе дающие промежуточный результат или конечный продукт.
Система менеджмента качества продукции предполагает также систематический мониторинг качества на всех этапах производства продукции - от контроля полученного сырья и материалов до контроля конечной продукции. Менеджмент качества ведется на всех уровнях – как предприятия в целом, так и на уровнях подразделений и отдельных процессов.
В настоящее время общепринятой основой для систем менеджмента качества является серия стандартов ISO 9000, разработанная Международной организацией по стандартизации. Стандарт, утвержденный в России, называется ГОСТ Р ИСО 9001:2015 и разработан в полном соответствии с ISO 9001:2015.
Разработка системы менеджмента качества продукции и ее внедрение – это длительный процесс, происходящий в несколько этапов:
- Принятие решения о создании системы менеджмента качества.
- Анализ состояния существующей системы управления качеством, составление плана организационно-технических мероприятий – 1 месяц.
- Поэтапное обучение персонала предприятия – от 5 до 17 месяцев.
- Формирование документов системы менеджмента качества – распределение полномочий и ответственности, создание политики и цели в области качества, должностных инструкций, руководства по качеству, положений о структурных подразделениях, перечня процедур управления по ИСО 9001:2015 - от 6 до 10 месяцев.
- Внутренний аудит системы менеджмента качества - 1-2 месяца.
- Корректирующие и предупреждающие действия - 1-11 месяцев.
- Сертификация системы менеджмента качества - 0,5 -1 месяц.
Многие этапы могут проходить параллельно. Таким образом, весь процесс внедрения системы менеджмента качества занимает от 9 до 18 месяцев.
-
Система менеджмента качества дает следующие преимущества:
- четко налаженная система управления, обеспечивающая выпуск продукции гарантированно высокого качества, удовлетворяющего потребителя;
- эффективное распределение ресурсов, обязанностей и полномочий в рамках действующей системы менеджмента;
- компетентность и дисциплина персонала повышается;
- оптимизация управленческих процессов;
- улучшенная инфраструктура с прозрачными процессами производства;
- снижение себестоимости продукции за счет рационального использования ресурсов, а также сокращения потерь от брака, рекламаций и отзыва продукции;
- преимущество предприятия при участии в тендерах, конкурсах;
- возможность выхода на международный рынок.
Система менеджмента качества – очень гибкий механизм, способный воспринимать новые приемы и методы и ее потенциал ни в коем случае нельзя свести только к требованиям стандарта ISO 9001.